Яндекс.Метрика
  • Олеся Гончарова

В Петербурге обсудили установку новых памятников

Нужны ли Петербургу новые памятники и если да, то какие и кому? И как не "нашлепать" таких скульптур, которые будут вызывать лишь желание потереть им нос? Эти вопросы обсуждали эксперты на круглом столе в Книжной лавке писателей. Мероприятие прошло на летней площадке Медиацентра Правительства Санкт-Петербурга.

Нужны ли Петербургу новые памятники и если да, то какие и кому? И как не "нашлепать" таких скульптур, которые будут вызывать лишь желание потереть им нос? Эти вопросы обсуждали эксперты на круглом столе в Книжной лавке писателей. Мероприятие прошло на летней площадке медиацентра правительства Санкт-Петербурга.

Бронзовый центр

Споры о том, есть ли место в историческом центре города новым памятникам и память о ком из исторических личностей должна быть увековечена, в Петербурге не утихают. Памятники писателю Сергею Довлатову, поэтам Иосифу Бродскому и Александру Блоку, музыканту Виктору Цою и многие другие идеи – некоторые из них пока остаются только моделью в гипсе, а какие-то скоро могут стать частью городской среды. Однако перебарщивать с громкими именами в бронзе не стоит, считают эксперты – все должно быть в меру. "Иначе есть риск превратить город в кладбищенский пейзаж, уставленный бронзовыми изваяниями", - говорит Данияр Юсупов, архитектор, преподаватель кафедры дизайна архитектурной среды СПбГАСУ.

Фото: Дмитрий Фуфаев

Каждый памятник должен отвечать не только на вопросы "кому и где?", но и "как и зачем", отмечает Дмитрий Каминкер, скульптор, член совета по современному искусству при Государственном Эрмитаже.

К тому же, по его словам, художник должен прочувствовать то, что собирается творить – чтобы создать настоящий памятник Чайковскому, нужно самому быть немного Чайковским. Это касается не только проектов, которые планируется разместить в историческом центре. Безжизненные памятники вряд ли разнообразят жизнь спальных районов и будут привлекать внимание их жителей.

"Как скульптура превращается в настоящую скульптуру? Вот, например, Медный всадник. Для 18-го века это была абсолютно авангардная скульптура, которая, я думаю, большинству была непонятна, - говорит Дмитрий Каминкер. – Даже для образованных людей это было абсолютно необычное решение: Петр I сидит на каких-то шкурах, без ботинок и треуголки, да еще и на какой-то скале, которая к тому же и не скала, а Голгофа".

Фото: Дмитрий Фуфаев

Потом о Медном всаднике написал поэму Александр Пушкин, декабристы точили сабли о пьедестал - так памятник вошел в историю Петербурга.

По мнению Дмитрия Каминкера, процесс это очень долгий, так как каждое значительное произведение искусства всегда "мучительно" входит в сознание людей и контекст города.

Поделились на три

Подливает масла в огонь и то, что диапазон форм, в которых художники сегодня воплощают свои идеи, на сегодняшний день небольшой и скульпторам нужно выходить из ряда многочисленных памятников – ежиков в тумане и ешкиных котов.

Не актуально, по мнению Данияра Юсупова, и ограничение, что должно пройти не менее 30-ти лет со дня смерти исторического деятеля  – только после этого срока ему может быть установлен памятник (за некоторыми исключениями). "Я думаю, эта норма имела больше идеологических обоснований", - комментирует эксперт.

Фото: Дмитрий Фуфаев

Что касается обратной связи с жителями, то всегда найдутся те, кто будет проект поддерживать, или наоборот, будут категорически против.

"По моим наблюдениям, публика делится на три примерно равные группы. Одной трети, что называется "до лампочки" - будь то Довлатов или кто-то еще, у них совсем другие заботы, - говорит Дмитрий Каминкер. - Еще одна треть – это те, которые думают, что им не нравится скульптура, а на самом деле им не нравится их жизнь".

Оставшаяся треть – это те, кому это интересно и кто понимает, что это делает для того, чтобы жизнь на улицах города была интереснее.

Закрыть