Яндекс.Метрика
  • Елена Куршук

Можно ли перестать быть шопоголиком

Сезон летних скидок и распродаж в самом разгаре. По статистике, каждая третья петербургская семья проводит выходные в торговых центрах, а для некоторых детей привычнее обедать на оживленных фуд-кортах, чем дома. К чему может привести такой семейный шопоголизм?

Сезон летних скидок и распродаж в самом разгаре. По статистике, каждая третья петербургская семья проводит выходные в торговых центрах, а для некоторых детей привычнее обедать на оживленных фуд-кортах, чем дома. К чему может привести такой семейный шопоголизм?

«Три по цене двух», финальные распродажи и скидки 90 % – мало кто может похвас­тать железной выдержкой и не заглянуть в магазины в сезон активных распродаж. Шопинг стал средством успокоения и снятием стресса, главным семейным досугом и даже способом познакомиться. Однако денег в кошельке становится меньше, а счастья не прибавляется. Как вовремя остановить магазинную манию?

Продуктовая оборона

Продуктовые магазины – это не только фасовщицы и суровые кассирши, но и целая группа маркетологов. Румяные яблочки и манящие перцы, окорочка и колбасы разложены всегда самым привлекательным образом. Бдительность покупателей «добивают» ароматами выпечки и свежих салатов. Все знают, что ходить за продуктами лучше со списком, но как тут удержаться, если третья банка горошка в подарок?

По мнению маркетолога одной из крупных продуктовых сетей, который в обмен на свой совет потребовал конфиденциальности, магазин никогда не сбывает по акциям действительно стоящий и качественный товар якобы для того, «чтобы освободить склады». «Конечно, необязательно это будет просрочка, – говорит маркетолог, – но уж точно не самый популярный продукт, и чаще всего его срок годности наполовину истек». Он также отмечает, что покупатели охотнее сметают товары с желтыми ценниками – этот ход используется даже тогда, когда никакой скидки нет. Есть смысл брать с собой в магазин определенную сумму денег, чтобы не превысить лимит.

«Мало кто замечает, но при посещении продуктовых магазинов вместе с маленькими детьми сумма чека увеличивается чуть ли не вдвое, – делится мнением эксперт, – это и сладости, которые дитя забрасывает в корзинку, а родители не спорят, чтобы не поднялся «вой», и отвлеченное внимание мам и пап, которое позволяет навязать лишние продукты».

Причины зависимости

Как известно, больше всего обладателей диагноза «шопоголизм» среди женского населения планеты. По разным данным, именно во время таких шопинг-забегов люди покупают до 80 % ненужных вещей, которые оседают мертвым грузом в шкафах.

Если тяга к покупкам переходит разумные пределы, стоит задуматься о ее причинах. По словам петербургского психолога Альбины Носовой, чаще всего за желанием скупать все, что не приколочено, и складировать это на антресолях кроются другие порывы, которые не находят реализации. «Если в каких‑то областях жизни все происходит не так, как человеку хотелось бы, или происходит подавление желаний, покупками мы пытаемся как будто заполнить эту нишу, – рассказывает она. – Хотя на самом деле вместо сотой пары джинсов нам нужно, может быть, элементарное тепло близких, любовь или признание на работе – зависит от конкретного случая».

Психолог рекомендует всем дамам, чьи шкафы уже не вмещают их потребительские замашки, заглянуть внутрь себя и попробовать ответить на вопросы: что я чувствую, покупая новую вещь? Что действительно дарит мне радость? Как я могу получить это вне магазинов?

Есть и чисто практические магазинные рекомендации, чтобы купленная одежда впоследствии использовалась. Если детям обычно покупается на вырост, то у женщин все иначе: беря курс на кассу, дама чаще всего размышляет о том, что «похудеет и уж тогда влезет в эту кофточку». «Покупать надо только ту вещь, в которой вы готовы прямо сейчас выйти из магазина и чувствовать себя прекрасно, – отмечает стилист Анжелика Анохина. – Если вы думаете о том, что похудеете, подзагорите, накачаете известные места, ушьете вещь, перекрасите или наденете когда‑то потом, – просто отложите находку, она точно не для вас».

Как избавиться

Справиться с личной и семейной шопоманией за один раз невозможно: и дети, и взрослые привыкают к суете, ярким витринам и фуд-кортам. Эксперты не рекомендуют занимать детей бесконечными паровозиками и 7D-кино в торговых центрах: так у них сформируется ощущение, что только там весело, а в других местах – очень скучно. «Берите с собой их любимые игры, в перерыве рядом с торговым центром на воздухе можно поиграть в бадминтон, догонялки, мяч», – предлагает эксперт.

Взрослым психологи рекомендуют попробовать тратить деньги не на вещи, а на впечатления. «Это тоже постепенно поможет снизить градус вещевого потребительства, – считает психолог, – женщины могут задуматься о процедурах по уходу за собой, мужчины – о поездке на рыбалку или катании на квадроцикле».

Так человеку удастся выйти из магазина и попробовать получать удовольствие не только от вещей, но и от себя самого в окружающем мире.

«Надо просто вспомнить, что источник нашей радости не снаружи – в покупках и других людях, а у нас ­внутри», – подытожила Альбина Носова.

20 раз в среднем достаточно по­смотреть рекламу какого-либо товара, чтобы появилось желание его приобрести или хотя бы попробовать.

В некоторых странах шопоголизм даже признан психическим заболеванием, иначе ониоманией – это непреодолимое желание что-либо покупать без необходимости, ради удовольствия самого процесса покупки. В некоторых клиниках страдающих шопоголизмом берут на реабилитацию и учат наслаждаться жизнью вне магазинов.

«Слезать с магазинной иглы нужно постепенно. К счастью, у нас много торговых центров рядом с парками, заливом, лесами. Можно заранее договориться, что 70 % времени – это отдых на свежем воздухе и 30% – в торговом центре», - отметила Альбина Носова.

Закрыть