Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Смартфон заменит билет в петербургском автобусе

В Санкт-Петербурге презентовали прототип новой платежной системы в общественном транспорте. Уже совсем скоро для повседневных поездок в автобусе или метро будет достаточно иметь при себе смартфон или билет на любимый футбольный матч.

В Санкт-Петербурге презентовали прототип новой платежной системы в общественном транспорте. Уже совсем скоро для повседневных поездок в автобусе или метро будет достаточно иметь при себе смартфон или билет на любимый футбольный матч.

Аналитический центр при правительстве Российской Федерации совместно с Университетом ИТМО провели первые полевые испытания новой системы оплаты проезда.

Разработка инжинирингового центра Университета ИТМО позволит не только упростить оплату проезда, но и контролировать в режиме онлайн качество обслуживания пассажиров.

«Ключевое отличие новой системы от существующих решений – в отказе от размещения всего функционала в одном устройстве, таком как валидатор», – рассказал Александр Малахов, начальник управления информационных технологий аналитического центра при правительстве РФ.

По его словам, функции платежной системы переносятся на центральный сервер. Это дает возможность значительно увеличить число способов оплаты проезда, а те же пластиковые карты становятся проще и, как следствие, дешевле. Кроме того, пассажиры могут использовать значительное количество дополнительных сервисов.

«На сегодняшний день самым универсальным платежным средством является смартфон, который есть почти у каждого жителя Петербурга. У нас уже есть опыт использования подобных гаджетов при оплате услуг такси. По всей видимости, эта практика будет перенесена и на общественный транспорт», – отметил Игорь Албин, вице-губернатор Санкт-Петербурга.

Он также добавил, что главная цель нововведения – удобство пассажиров, у которых появится сразу несколько способов оплаты проезда. Кроме того, система позволит отслеживать пассажиропоток и многие другие параметры, которые помогут координировать движение общественного транспорта.

Транспортная карта

Наиболее привычный для петербуржцев способ оплаты – транспортная карта «Подорожник». Новая платежная система среди прочих вариантов предполагает использование схожей по типу карты. Однако в отличие от «Подорожника» деньги будут храниться на центральном сервере, а не на отдельном физическом носителе. Если приложить такую карту к считывающему устройству, оно отправит сигнал на сервер, через который и пройдет платеж. В ситуации, когда пассажир едет не один и желает приобрести второй билет, достаточно подождать несколько секунд после первого контакта карты с устройством и снова использовать карту.

При потере связи с центральным сервером система продолжает работу автономно, корректируя данные впоследствии.

Бумажка с кодом

Другой способ оплаты – классические бумажные билеты, на которые нанесены QR-коды. Они также прикладываются к считывающему устройству. Приобрести такие билеты пассажиры смогут у водителя или кондуктора.

Главное отличие этого билета в том, что до момента покупки на нем нет фиксированной суммы. Так, пока пассажир не приобрел билет и кассир его не идентифицировал, это просто бумажка.

Разработчики уверены, что такое решение позволит исключить целый ряд мошеннических схем – к примеру, использование отпечатанных на стороне обычных билетов для вывода денег.

По сути, горожане кладут свои деньги на идентификационный счет билета, а не на его физическое воплощение. Причем положить на такой билет можно любую удобную сумму и использовать его несколько раз, пока на нем достаточно денег для оплаты проезда. Правда, пополнить такой билет невозможно, так как жизненный цикл бумажного носителя гораздо короче, чем у пластиковой карты.

«Все‑таки он рассчитан на оплату одной-двух поездок», – поясняет Александр Малахов.

Все для удобства

Программой предусмотрен и вовсе футуристический вариант оплаты проезда. Предположим, в городе проходит чемпионат мира по футболу или другое масштабное событие. Организаторы мероприятия могут нанести QR-код на свои билеты, что позволит болельщику в день матча совершить определенное количество поездок.

Также оплатить проезд можно, отправив SMS на короткий номер с индивидуальным для каждого автобуса номером.

А владельцы смартфонов, установившие специальное приложение, будут иметь возможность перевести плату за один клик. В личных настройках приложения можно активировать автоматическую оплату проезда, тогда и задумываться о ней не придется.

Система предусматривает информирование водителя через спецтерминал. Программа позволяет видеть число пассажиров в салоне и тех, кто не оплатил проезд. Водитель также будет получать информацию о количестве ожидающих на следующей остановке, конечно, если у них установлено мобильное приложение.

Настройки платежной системы могут варьироваться от пожеланий горожан, так что петербуржцам еще предстоит определить наиболее удобные из них.

Закрыть