Яндекс.Метрика
  • Елена Куршук

Жанна Воробьева: заинтересовать современного ребенка – непростая задача

День знаний сегодня отмечают почти полмиллиона петербургских учеников, педагоги и родители. О том, нужно ли ругать троечников, как сделать школьное время самым запоминающимся периодом в жизни, какие нововведения в ЕГЭ ждут выпускников и о задачах современного образования в интервью "ПД" рассказала председатель Комитета по образованию Жанна Воробьева.

День знаний сегодня отмечают почти полмиллиона петербургских учеников, педагоги и родители. О том, нужно ли ругать троечников, как сделать школьное время самым запоминающимся периодом в жизни, какие нововведения в ЕГЭ ждут выпускников и о задачах современного образования в интервью "ПД" рассказала председатель Комитета по образованию Жанна Воробьева.

"Петербургский дневник": Жанна Владимировна, сегодня больше 50 тыс. юных петербуржцев впервые сядут за парты. Как сделать учебный процесс для ребенка интересным с первых дней?

Жанна Воробьева: Заинтересовать современного ребенка, привлечь его внимание, приучить к самостоятельной и коллективной работе – это действительно непростая задача. Чтобы детям было интересно учиться, необходимо совместить сразу несколько факторов. Первый и самый главный – это учитель. Нет никого более важного для первоклассника, чем его первый учитель. Он становится проводником в мир знаний, создает атмосферу в школьном коллективе, дает знания и прививает интерес к учебе. Второй фактор – это формирование в школе развивающей среды, применение современных технологий, использование интересных для детей игровых методик, разнообразных форм обучения. Третий фактор можно условно назвать "организация школьной жизни". Ведь школа сегодня – это не только уроки в классе. Это организация детского досуга между уроками, проведение различных внеклассных мероприятий, внеурочная деятельность, спорт, широкие возможнос­ти системы дополнительного образования. Мы хотим, чтобы каждый ребенок шел в школу с удовольствием, ему должно быть там интересно – тогда и учеба будет более результативной.

"Петербургский дневник": Почему у многих после начальной школы в 5‑7-х классах снижается успеваемость, можно ли этого избежать?

Жанна Воробьева: При переходе из четвертого в пятый класс ребенок поднимается на новую ступень и выходит на уровень основного общего образования. В его жизни многое меняется – если раньше с ним занимался в основном один учитель, то теперь учителей становится много. Программа становятся более насыщенной, меняется и сам ребенок – он взрослеет, развивается физически и интеллектуально. Этот период называется адаптационным, то есть ребенок должен адаптироваться к новым условиям школьной жизни. В этом ему должны помогать в равной степени педагогический коллектив школы и семья. Учителя используют профессиональные методики, а от семьи требуются поддержка, внимание к проблемам ребенка, забота и понимание. При совместной работе и семьи, и школы адаптационный период продолжается недолго, в среднем около полугода. После этого успеваемость ребенка восстанавливается.

"Петербургский дневник": Стоит ли вообще родителям предпринимать решительные меры, если ребенок не хватает звезд с неба, рядовой троечник? Нередко можно услышать, что именно они в жизни пробиваются, а отличники словно исчерпывают лимит успешнос­ти в школе и по жизни идут серыми мышками.

Жанна Воробьева: Да, порой случается, что ребята, которые получали в школе хорошие оценки, не проявляют себя столь же ярко во взрослой жизни. Дело в том, что оценки и баллы на экзаменах демонстрируют уровень обученности, но не отражают особенностей характера выпускника – то, каким человеком на самом деле он стал. Насколько он готов трудиться, научился ли он учиться, нравится ли ему получать новые знания – эту информацию невозможно внести в аттестат зрелости. А между тем именно эти качества во многом и определяют будущее человека. Поэтому петербургская школа видит глобальной задачей не просто дать ребенку разнообразные знания, а научить его самостоятельно добывать эти знания, формировать из них навыки и применять их на практике. Кроме того, школа учит детей быть целеустремленными, настойчивыми, трудолюбивыми. Любая оценка важна, но еще важнее желание и способность ее исправить. Поэтому вчерашний троечник, научившийся работать над собой, завтра может стать отличником. И не только в школе.

"Петербургский дневник": Какие изменения в аттестации ждут выпускников 9-х и 11-х классов этого года?

Жанна Воробьева: Наши девятиклассники в этом году будут сдаваться сдавать по четыре экзамена – два обязательных (русский язык и математика) и два по выбору. Так было и в прошлом году, но если раньше результаты экзаменов по выбору не учитывались при выдаче аттестата, то теперь выпускник должен обязательно сдать их и получить оценку не ниже "удовлетворительно". Поэтому мы рекомендуем ребятам, которые 1 сентября пойдут в девятый класс, внимательно отнестись к выбору экзаменов, которые они будут сдавать в конце года, и серьезно к ним готовиться. Одновременно, кстати, повышается и ответственность учителей. Не менее серьезно, как, впрочем, и обычно, нужно будет готовиться к экзаменам и выпускникам 11-х классов. Из новшеств можно отметить ликвидацию тестовой части еще из трех экзаменов – по химии, физике и биологии.

"Петербургский дневник": Какие изменения в целом в учебном процессе ждут всех учеников?

Жанна Воробьева: Никаких кардинальных изменений не планируется – в этом году петербургская школа будет двигаться по пути эволюционного развития. Например, мы продолжаем поэтапно внедрять ФГОСы – федеральные государственные образовательные стандарты. В этом году по ним будут учиться все классы от первых до шестых. Более серьезные изменения ждут общественную жизнь школ. Этот год станет определяющим для Российского движения школьников. В Петербурге, как и во всей стране, будет развернута сеть первичных отделений организации. В каждом районе выделены пилотные школы с целью апробации модели функционирования и технологий РДШ. 

"Петербургский дневник": Какое соотношение сегодня среди педагогов в школах – больше молодых кадров или учителей старой закалки? Какие условия работы получает молодой учитель сразу после института?

Жанна Воробьева: Сегодня мы можем констатировать факт, что по прошествии многих трудных лет профессия педагога вновь стала престижной, уважаемой и популярной среди молодых людей. В нашем городе для этого созданы все условия. Ребята, которые сегодня приходят работать в школу после университета или колледжа, получают интересную работу, конкурентоспособную зарплату, меры соцподдержки, перспективы карьерного роста, уважение в обществе, гарантии стабильности. Из 70 тыс. педагогов, работающих сегодня в Петербурге, около 11 тыс. – молодые специалисты. И с каждым годом их количество растет, поэтому дефицита молодых учителей петербургская школа не испытывает.

"Петербургский дневник": Какое напутствие вы могли бы дать почти полумиллиону петербургских учеников?

Жанна Воробьева: Обращаясь к первоклассникам, хотелось бы пожелать им открыть для себя прекрасный мир знаний, завести мно­жество друзей, получить массу новых впечатлений и по‑настоящему полюбить школу, которая на долгие годы станет для них вторым домом. Ребятам постарше желаем найти в себе интерес к глубокому изучению тех или иных предметов, что очень поможет в будущем при выборе образовательного маршрута и профессии. А тем, кому скоро предстоит покинуть стены школы, – хорошо подготовиться и достойно пройти государственную итоговую аттестацию. И всем ребятам – легкого учебного года, радостных будней, ежедневных маленьких побед и одного большого счастья!

Закрыть