Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Как Петербург привыкал к платным парковкам

В первый год своего существования в Санкт-Петербурге пилотная зона платной парковки ни разу не заполнялась машинами даже наполовину и заработала чуть больше 100 млн рублей. "ПД" выяснил, почему автомобилисты не торопились ее обживать и как менялось их отношение к участку в центре города, где больше нельзя просто так оставить свою машину.

В первый год своего существования в Санкт-Петербурге пилотная зона платной парковки ни разу не заполнялась машинами даже наполовину и заработала чуть больше 100 млн рублей. "ПД" выяснил, почему автомобилисты не торопились ее обживать и как менялось их отношение к участку в центре города, где больше нельзя просто так оставить свою машину.

Завтра ровно год, как в Санкт-Петербурге заработала пилотная зона платной парковки. Участок, рассчитанный на 2,9 тыс. мест для автомобилей, появился на 27 улицах исторического центра. Его ограничили частью Невского и Лиговского пр., частью наб. реки Фонтанки и Кирочной ул. "ПД" подвел итоги года его работы.

Судя по данным СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга", водители постепенно привыкали к платной парковке. Поначалу чуть больше половины из них пользовались только бесплатными 15 минутами. Но к концу августа 2016 г. автомобилисты стали в 5,2 раза реже оставлять машины на столь короткий промежуток времени. И уезжают теперь быстрее. Если до введения платных парковок машины стояли на обочинах более 3 часов, то сейчас этот срок существенно сократился, что уже невозможно не заметить. На улицах, вошедших в первый платный участок, стало значительно легче дышать.

Инфографика "ПД"

Итоги в цифрах

С тех пор как город ввел плату за парковку, найти свободное место в центре больше не проблема, но только в границах пилотной зоны. В первый год работы платный участок ни разу не заполнялся машинами даже наполовину. В лучшем случае на 41 %, а в худшем – меньше чем на одну треть. В Городском центре управления парковками Санкт-Петербурга уточнили цифры.
С сентября 2015 г. по январь 2016 г. загрузка пилотной зоны снизилась с 41 % до 33,2 %, с февраля по апрель 2016 г. она выросла до 37,3 %, но дальше за взлетом последовало падение.

С мая по август 2016 г. машины занимали не больше 32,5 % общей площади платного участка. В итоге средний показатель по году оказался немногим больше – 36,2 %. А доход городского бюджета от реализации проекта составил 117,4 млн рублей. Из них почти 105 млн рублей – от почасовой оплаты, 6,2 млн рублей – от оформления парковочных разрешений жителей и еще 6,5 млн – от оформления месячных и годовых абонементов.

Фото: Д. Фуфаев

Свобода и хаос

Отметим, что все итоговые показатели оказались меньше ожидаемых. Открывая пилотную зону, город рассчитывал, что востребованной окажется никак не треть ее территории, а как минимум половина. Почему же не получилось?

Дело в том, что существующий пилотный участок слишком мал, и у водителей, не желающих оплачивать парковку, пока есть возможность оставить свои машины на соседних улицах. Именно там сейчас разворачиваются самые настоящие битвы за свободные места.

Инфографика "ПД"

"Парковочное пространство там используется неорганизованно, с нарушениями правил дорожного движения", – отметил директор СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга" Артем Хрюкин. Действительно, если выйти, к примеру, на Гагаринскую ул. или пройти по наб. Фонтанки от Невы до ул. Белинского, где нет платной парковки, то можно увидеть самый настоящий парковочный хаос. Пустого места там не найти.

Эту проблему решит расширение платного участка. Уже известно, что в будущем он займет весь Центральный район, часть Адмиралтейского района – до Обводного канала. Платная парковка также появится на Аптекарском и Петроградском островах в Петроградском районе.

Проектирование этих участков запланировано на 2016 г.

Фото: Д. Фуфаев

300 млн штрафов

В ближайшей перспективе решение еще одной проблемы, связанной со штрафами для тех, кто паркуется но не платит. За прошедший год специалисты центра выявили более 100 тыс. нарушений режима платной парковки, но пока ни один водитель не получил штрафную квитанцию. Как ранее сообщал "ПД", все дело в пробелах в российском законодательстве.

Если описать его коротко, то по действующим законам субъекты РФ имеют право создавать и использовать платные парковки. При этом у исполнительных органов власти должен быть доступ к информации о собственниках транспортных средств.

Но сейчас он есть только у полицейских. Они могут предоставить эти данные "только в случаях, преду­смотренных федеральным законодательством". Однако в действующих нормативных актах эти случаи не прописаны. Как ранее сообщал "ПД", поправки в федеральный закон "О персональных данных" уже разработаны и отправлены на согласование. Они устанавливают ситуации, при которых полиция может передавать информацию органам власти.

Как только нормативные акты поправят, город получит полное право выписывать 3 тыс. рублей штрафов тем, кто не хочет платить за парковку. Несложно посчитать, что ждут своей очереди штрафы на 300 млн рублей.

Фото: Baltphoto / А. Пронин

60 рублей в час стоит парковка легкового автомобиля. Он относится к транспортным средствам категории В. Месячное парковочное разрешение обойдется водителю в 12 тыс. рублей, а годовое – в 108 тыс. рублей.

Плата за парковку взимается по рабочим и выходным дням с 8:00 до 20:00, остальное время – бесплатное.

100 паркоматов установлены на улицах Санкт-Петербурга, расположенных в границах пилотной зоны.

Закрыть