Яндекс.Метрика
  • Сергей Морозов, сотрудник Центрального государственного архива

Главный диспетчер Дороги жизни: как служил Леонид Разин

Ровно 75 лет назад начала действовать знаменитая Дорога жизни: 2 сентября 1941 г. к мысу Осиновец прибыли две баржи, доставившие 626 т зерна и 116 т муки для жителей блокадного Ленинграда. Значимый вклад в оборону родного города вместе с моряками Краснознаменной Ладожской военной флотилии внесли и речники Северо-Западного речного пароходства.

Ровно 75 лет назад начала действовать знаменитая Дорога жизни: 2 сентября 1941 г. к мысу Осиновец прибыли две баржи, доставившие 626 т зерна и 116 т муки для жителей блокадного Ленинграда.

Значимый вклад в оборону родного города вместе с моряками Краснознаменной Ладожской военной флотилии внесли и речники Северо-Западного речного пароходства.

С первых дней битвы за Ленинград и до окончательной победы главным диспетчером пароходства был Леонид Георгиевич Разин, умелый организатор, компетентный руководитель и при этом очень скромный человек.

Три дивизии за 10 дней

С первых недель войны проводилась эвакуация стратегических грузов и населения.

В августе 1941 г. речники Северо-Западного речного пароходства впервые участвовали в боевых действиях советских войск.

Финские части 10 августа вышли в нескольких пунктах на северо-западное побережье Ладожского озера, отрезав от главных сил

Среди речников особенно отличились команды пароходов "Орел", "Морской лев", "Бриллиант".

В сложных боевых условиях "Орел" совершил 11 рейсов. Сначала пароход доставлял сражающимся войскам боеприпасы и продовольствие. Обратными рейсами пароход буксировал баржи с войсками и вооружением. Несмотря на то что судно получило более 100 повреждений от осколков снарядов и бомб, оно оставалось на плаву.

Штиля не ждали

К сентябрю судовой состав пароходства значительно сократился, часть судов была передана в ведение военно-морского флота. Суда, ушедшие на восток с эвако­грузами и населением, вернуть из-за блокады было невозможно.

В результате на начало блокады, по сведениям из отчета о проведении военно-морских перевозок по Ладожскому озеру за период с 11 сентября по 29 ноября 1941 г., хранящимся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга, пароходство имело следующий состав флота: озерных буксиров – пять ("Морской лев", "Орел", "Никулясы", "Буй", "Войма"), речных буксиров – около 60 единиц, озерных барж – 29, речных барж – около 100 единиц.

В отчете написано, что по своему состоянию флот, в особенности несамоходный (деревянные озерные баржи), в условиях озерного плавания был не вполне доброкачественный.

Так, из 29 непаровых судов озерного плавания в хорошем состоянии было только семь. Многие суда, в большинстве своем сухопутные берлины, могли быть использованы лишь при сравнительно тихой погоде, то есть при волнении озера не выше 3–4 баллов. Поэтому часто приходилось отправлять суда в плавание с риском – ожидание тихой погоды приводило к срыву перевозок. В результате часть судов погибла во время штормов.

Новая трасса

Двенадцатого сентября 1941 г. пароход "Орел" первым доставил две баржи с зерном и мукой к берегу Осиновца. На барже №1214 находилась рожь насыпью, на №6207 – мука и рожь в мешках, всего 626 т зерна и 166 т муки. Но самое главное – был проложен маршрут.

Регулярное движение по этому направлению было открыто 14 сентября 1941 г. Для работы на линии закреплялись буксиры и пароходы "Орел", "Буй", "Морской лев", "Никулясы", 26 барж пароходства и пять кораблей конвоя Ладожской флотилии. Контроль над работой служб обеспечения новой трассы был возложен на Леонида Разина.

Начинали почти с нуля

Бухты Осиновец, Гольцмана, Морье, река Волхов, пристани Новой Ладоги и Гостинополья не были оборудованными для погрузочно-разгрузочных работ. Это сильно задерживало отправку грузов в Ленинград, пришлось срочно строить причальный фронт, вести дноуглубительные работы, расчистку фарватера, создавать сеть навигационных ориентиров. В эту сложнейшую работу внес свой вклад и главный диспетчер пароходства Леонид Разин.

В отчете о проведении перевозок за период с 11 сентября по 29 ноября 1941 г. приведены следующие данные по доставке в осажденный город: мука – 22 тыс. 821 т, продовольственные грузы – 15 тыс. 843 т, горючее – 10 тыс. 259 т. Грузы были доставлены, несмотря на ожесточенные бомбежки противника, шторма, людские потери и гибель судов. Но самое главное – дорогой ценой жизней погибших речников и моряков был накоплен бесценный опыт для проведения последующих навигаций.

Резкий рост к лету

В 1942 г. был построен Кобоно-Кареджский порт, перестроен и расширен порт Осиновец, на базе эвакуированного Сясьского целлюлозно-бумажного комбината была построена Сясьская судоверфь, на которой в навигацию 1942 г. было построено 30 плановых и одна сверхплановая баржа.

Государственный комитет обороны поставил задачу ежесуточно отправлять на западный берег 4,2 тыс. т грузов, а в обратном направлении перевозить 1 тыс. т и 3 тыс. человек.

В июле удалось добиться резкого роста перевозок – среднесуточное отправление составило 6 тыс. т, в дальнейшем перевозки достигли 7 тыс. т.

В Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга также хранятся документы по перевозкам в 1942–1944 гг.

В справке о перевозке и флоте Северо-Западного речного пароходства на Ладожском озере в 1942 г. приведены следующие сведения по данным на 19 ноября 1942 г.: отправлено на Ленинград 243 тыс. 819 человек, грузов 693 тыс. 426 т, отправлено из Ленинграда 508 тыс. 585 человек, грузов 285 тыс. 173 т.

Преданность Родине

Движением флота на Ладоге четко и оперативно руководили главный диспетчер Л.Г. Разин, диспетчеры центральной службы Н.И. Минаев, К.Г. Веденькина, Л.И. Шипова, а также диспетчеры портов и пристаней.

В наградном листе к награждению орденом Красной Звезды дано краткое изложение заслуг главного диспетчера пароходства: "Тов. Разин работает на должности Главного диспетчера СЗУРПа по перевозкам продгрузов и боезапаса для Ленинграда и Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского Флота с момента блокады г. Ленинграда немецко-фашистскими полчищами. Начиная с сентября 1941 г. т. Разин работал в труднейших условиях: отсутствие тоннажа, вражеские бомбардировки, шторма, ледовые условия, тяжелое положение с тягой и т.д. Выполнял все боевые задания командования. В навигацию 1942 г. при наличии вновь организованных портов сумел быстро, четко и бесперебойно наладить движение несамоходных и самоходных судов, бесперебойную подачу под грузы и своевременную их отправку. Благодаря своей настойчивости, инициативе и организационным способностям, знанию театра Ладожского озера и умелому руководству подчиненного ему аппарата т. Разин и в навигацию 1942 г. своей работой показал преданность нашей Родине – ненависть к немецкому фашизму".

Судьба и флот

В навигацию 1943 г. перевозки, как и в 1942 г., продолжались непрерывно. Авиация противника по-прежнему пыталась уничтожить порты, ряд пирсов и отдельные суда получили повреждения, были людские потери, но водные трассы действовали благодаря мужеству и героизму защитников Ленинграда.

В сентябре 1944 г. Леонид Разин был переведен на должность начальника службы движения и главного диспетчера пароходства, в этой должности он встретил Победу. В годы войны Леонид Георгиевич был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями "За оборону Ленинграда", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.".

После войны Леонид Георгиевич занимался развитием флота и пароходства. Он был награжден орденами Ленина и Октябрьской Революции, почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, грамотами Министерства речного флота РСФСР, грамотами Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся. Последние годы до выхода на пенсию в 1970 г. он трудился заместителем Ленинградской РЭБ флота.

Закрыть