Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Берете кредит – остерегайтесь «бонусов»

Реклама убеждает нас, что нет ничего проще, чем взять кредит. Однако не все знают, что даже крупные кредитные организации нередко прибегают к различным хитростям, чтобы увеличить собственную прибыль.

Реклама убеждает нас, что нет ничего проще, чем взять кредит. Однако не все знают, что даже крупные кредитные организации нередко прибегают к различным хитростям, чтобы увеличить собственную прибыль.

Конечно, нередки ситуации, когда кредит выручает. Можно не ждать, пока будет накоплена необходимая сумма, а сразу приобрести необходимый товар или услугу. Только не стоит забывать, что любое кредитное учреждение ставит своей первостепенной задачей получение прибыли.

У страха глаза велики

С 1 июня 2016 г. вступили в силу указания Центрального банка России о возможности граждан отказаться от банковской страховки.

Несмотря на это, нередко при оформлении заявки на кредит менеджер банка якобы совершенно случайно «забывает» уточнить у клиента, нужна ли ему страховка, и автоматически включает страховой взнос в договор.

Стоимость такой дополнительной услуги может достигать 30 % от суммы займа. При этом цена страховых услуг от компаний – партнеров банка значительно завышена.

На робкие попытки клиента отказаться от страховки кредитный менеджер, скорее всего, с тяжелым вздохом объяснит, что страховка даст возможность не беспокоиться о своем здоровье или потере работы. Кроме того, банк получит дополнительные гарантии возврата денег, что, конечно же, повлияет на то, будет ли одобрена заявка.

Некоторые сотрудники банка даже могут убеждать клиента, что страховка – обязательное условие для получения кредита. Между тем банк может отказать в кредите и без объяснения причин.

Стоимость страховки может быть добавлена к телу кредита или включена в него. К примеру, желаемая сумма займа – 100 тыс., а страховка стоит 10 тыс. рублей. В первом случае фактический размер кредита составит 110 тыс., а во втором заемщик получит на руки всего 90 тыс., причем проценты будут высчитываться за полную сумму кредита, то есть за 100 тыс. рублей.

«Когда физическое лицо обращается за услугой, деньгами, товаром в своих собственных интересах, к нему применяется закон о защите прав потребителей, – поясняет Петр Балкунов, адвокат одной из ведущих юридических организаций Санкт-Петербурга. – Основополагающее правило закона – защита потребителя как слабой стороны переговоров».

По словам эксперта, в ситуации, когда человека вводят в заблуждение или условия сделки остаются ему непонятными, нарушается его право на получение информации. Получив меньшую сумму из-за страхового вычета и таким образом узнав о ненужной услуге, заемщик может обратиться с заявлением о нарушении своих прав в Роспотребнадзор. Это позволит привлечь банк к административной ответственности.

Назовите друзей

Активная рекламная кампания одного из банков, обещающая очень выгодную ставку по кредиту, дала результаты. Люди толпились в очередях, но…

«Банк вроде нормальный, не микрозаймы какие‑нибудь. Это уже далеко не первый раз, когда я беру кредит – и возвращала всегда все вовремя, к слову. Поэтому была крайне удивлена, когда от меня потребовали заполнить бланк с указанием личных данных не менее пяти моих родственников или знакомых», – возмущается петербурженка Алла Н.

И добавляет, что впоследствии выяснилось: страховка обойдется ей примерно в 20 тыс. рублей. Это сводило на нет низкую процентную ставку по кредиту, заявленную в рекламе.
Девушка отказалась от ненужной страховки. А спустя 15 минут узнала, что в кредите ей отказано.

Зато ее родственники и знакомые, кого она указывала в заявке, полагая, что это требование должно повысить ее благонадежность в глазах кредитора, начали регулярно получать звонки и SMS с рекламными сообщениями от банка.

«Такие действия банка недопустимы, так как это нарушение закона о персональных данных. Причем в этой ситуации страдает прежде всего третье лицо, то есть друзья и родственники заемщика. От таких предложений необходимо сразу отказываться и ничего не подписывать», – советует Петр Балкунов.

На вопросы потенциальной заемщицы о причинах отказа кредитный менеджер заявила ей, что, вероятно, у нее подпорчена кредитная история. Но банк с радостью поможет ей восстановить «статус-кво»: всего за 5 тыс. рублей ей предложили программу по «лечению» кредитной истории. А это уже  похоже на форму «любезного» вымогательства.

Карта в нагрузку

Широко распространена практика, когда спустя пару дней после одобрения заявки по кредиту заемщику звонит его кредитный менеджер и сообщает: «Вам пред­одобрена кредитная карта с лимитом 20–30 тыс. рублей. Необходимо лишь приехать в отделение банка и забрать ее».

Недоумевающий клиент, который никакую дополнительную карту не заказывал, приезжает в банк, где его ждет еще один кредитный договор.

«Это просто рекламный ход. Банку выгодно, чтобы вы пользовались его кредиткой, а еще лучше – платили проценты по ней. Без письменного заявления физического лица ни один банк не откроет расчетный счет», – пояснил Петр Балкунов.

На всякий случай храните все квитанции об оплате и кредитный договор не менее 3 лет со дня последнего платежа. 

Предлагая кредитную карту с неким лимитом, сотрудники банка утверждают, что ею можно не пользоваться, если нет потребности. При этом предлагается бесплатное обслуживание в течение длительного срока. О такой карте можно попросту забыть. Но рано или поздно этот срок закончится и придется платить по счетам.

Закрыть