Яндекс.Метрика
  • Айсулу Шукурова, старший научный сотрудник ГМЗ «Гатчина»

Что коллекционировал император Павел I

Первого октября (20 сентября) 1754 г. родился великий князь Павел Петрович, будущий император Павел I. Он провел в Гатчине без малого 20 лет. В годы его пребывания здесь преобразился и сам город, и гатчинская резиденция. Внешний облик ансамбля и убранство дворца стали отражением вкусов и пристрастий Павла I. Император коллекционировал произведения искусства. Какие? Расскажем сегодня.

«Гатчина сохраняет… тот характер подлинной старины и интимности, которой лишены, например, Петергоф и Пушкин. Исключительно ценны в Гатчине комнаты Павла I в Нижнем этаже Главного корпуса, дошедшие до нас без искажений и обновлений. Это редкость европейского масштаба».
В. К. Макаров (1922 г.), первый главный хранитель Гатчинского дворца-музея

Первого октября (20 сентября) 1754 г. родился великий князь Павел Петрович, будущий император Павел I. Он провел в Гатчине без малого 20 лет. В годы его пребывания здесь преобразился и сам город, и гатчинская резиденция. Внешний облик ансамбля и убранство дворца стали отражением вкусов и пристрастий Павла I. Император коллекционировал произведения искусства. Какие? Расскажем сегодня.

Гатчина стала собственнос­тью великого князя Павла Петровича в августе 1783 г. Она досталась новым хозяевам обустроенным помес­тьем, центром которого был дворец, построенный по проекту архитектора Антонио Ринальди, ранее принадлежавший графу Григорию Орлову, «с тамошним домом, со всеми находящимися мебелями, мраморными вещами, оружейною, оранжереею…».

Великокняжеская чета жила дружно, но любимая резиденция у каждого была своя, что замечали современники. Так, князь И. М. Долгоруков, который в середине 1780‑х гг. был приближен к «малому двору», остроумно заметил: «В Гатчине он был хозяин, а в Павловске супруга его».

Личные комнаты

В Гатчинском дворце с большой выразительностью проявились вкусы самого Павла Петровича. Цельность обстановки его личных комнат, глубокий отпечаток душевного облика хозяина дворца делали эти помещения уникальными.

Собственные апартаменты Павла I находились на первом этаже Центрального корпуса дворца и включали: Башенный и Овальный кабинеты, Туалетную, Нижнюю Тронную и Нижнюю Кавалерскую. В комнатах великого князя «царили» картины, а архитектурный декор отличался суровой лаконичностью.

«Путеводитель» по внутреннему миру

Живописные полотна заполняли все пространство стен. Это был своего рода «путеводитель» по внутреннему миру Павла Петровича.

Его увлечения, политические пристрастия, самые значимые моменты жизни – все нашло отражение в коллекции.

Известно, что Павел в зрелые годы неприязненно относился к матери и чтил память отца. Поэтому неудивительно, что в комнатах Павла Петровича не было ни одного портрета Екатерины II и, напротив, в Овальном кабинете видное место занимал большой портрет отца Петра III. Более того, собрание картин Павла по подбору художников удивительно напоминало коллекцию Петра III в Ораниенбауме.

Вообще Павел очень остро чувствовал тончайшие нити, которые узами родства связывали его с прошлым России.

Например, в Овальном кабинете находились портреты двух прадедов Павла Петровича: родного – императора Петра I и двоюродного – короля Карла XII Шведского, того самого, которого Петр разбил под Полтавой.

Политические симпатии

Очень часто Павлу I ставят в упрек «пруссоманию», преклонение перед гением короля Пруссии Фридриха II, однако изображений этого монарха в личных комнатах Павла не было.

Судя по подбору портретов, его политические симпатии были сложнее. Он, несомненно, изучал опыт прусского государственного и военного управления, но по‑человечески Павлу был ближе романтичный образ французского короля Генриха IV Наваррского. И его портретов – скульптурных, тканых, живописных, гравированных – было в комнатах Павла более десятка.

Путешествия

Картины напоминали о приятных моментах путешествия в Европу, которое совершили великий князь с супругой инкогнито, под именем графа и графини Северных, в 1781–1782 гг. Это и охота на оленя в поместье принца Конде в Шантильи, запечатленная кистью непревзойденного Ле Пана, и посещение Антверпена, вид которого написал Г. Корт. Из поездки в Рим была привезена статуэтка Венеры.

Искренних друзей Павла Петровича можно пересчитать по пальцам одной руки. Одним из них была фрейлина Екатерина Нелидова, которую великий князь ценил за ум и замечательную красоту души. Картину, поднесенную ею Павлу Петровичу, можно было увидеть в Туалетной: «Лазарь, просящий милостыню у стола богача». Из приобретений самого Павла I самые характерные – виды Гатчины и Петергофа кисти Семена Щедрина.

Знаток фарфора

Известно, что Павел I знал толк в фарфоре. И очень радовался, когда получал в подарок фарфоровые вещи. Иногда сервиз мог быть не только произведением искусства, но и напоминанием о победах русского оружия.

Так, на день рождения в 1799 г. Павлу поднесли сервиз, где на каждом предмете кроме изящной декоративной росписи были виды крепос­тей севера Италии. И каждое название – Бергамо, Милан, Турин, Тортона, Павия, Мантуя – звенело славой Итальянского похода А. В. Суворова летом 1799 г.

У этого собрания счастливая судьба – в период Великой Отечественной войны было спасено максимальное количество произведений искусства. К сожалению, не все они вернулись на свое историческое место. Но мы надеемся, что когда‑нибудь эти комнаты будут восстановлены, поскольку для Гатчинского дворца история Павла I является, по сути, смысловым стержнем.

Закрыть