Яндекс.Метрика
  • Олеся Гончарова

Квест для любителей готики: где в Петербурге искать гаргулью и пинакли

Когда застраивался Петербург, средневековые стили в архитектуре были уже позади. Однако в городе можно найти немало зданий если не чистой готики, то с ее элементами.

Когда застраивался Петербург, средневековые стили в архитектуре были уже позади. Однако в городе можно найти немало зданий если не чистой готики, то с ее элементами.

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) по просьбе "ПД" выбрал несколько зданий, наиболее ярко представляющих готический стиль в архитектуре Петербурга.

Инфографика "ПД", фото: wikipedia.org

Ажурность для украшения

В комитете напомнили, что готика – это европейский стиль эпохи средневековья, который включает в себя много принципов создания, построения зданий. У свое­образной композиции и архитектоники зданий, особенно религиозных, есть логические объяснения – ранее сооружения были массивными и объемными и, для того чтобы облегчить и увеличить внутреннюю площадь, архитекторы искали новые принципы и идеи.

Развитие этого стиля в Европе пришлось на конец XII – начало XVI в., в то время как застройка Петербурга началась на два столетия позже. Поэтому, по словам Андрея Смелкова, замначальника отдела Центрального района управления по охране и использованию объектов культурного наследия КГИОП, город взял лишь присущую готике "ажурность", которой украшались здания. По его словам, после кризиса классицизма в России появились мавританский, японский, готический, неорусский стили.

"При этом то, что происходило в России, трудно назвать неоготикой. Это не готика и не неоготика в чистом виде, так как неоготика подразумевала возрождение формы и в ряде случаев конструктивных особенностей средневековой готики. Это, скорее, "готический вкус", когда обычное здание украшали уже упомянутыми готическими элементами: пинаклями, аркбутанами, скульптурами-гаргульями, витражами", – пояснил Андрей Смелков (о том, что представляют собой эти элементы, – см. ниже в инфо­графике).

С богатым прошлым

Среди наиболее примечательных зданий в стиле готики и неоготики в Петербурге: Чесменская церковь, особняк Кельха, Дворцовые конюшни в Петергофе, дача Салтыковых на Черной речке, церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменноостровском пр., лютеранская кирха Святого Михаила, готическая капелла в Петергофе, несколько псевдоготических павильонов в Александровском парке в Пушкине и другие.

Каждое из них отличается не только мистическим внешним видом, но и интересной историей создания. Богатая событиями жизнь кипела в этих стенах. Так, особняк Кельха – это здание, изначально построенное для купца Григория Кондоянаки. Чета Кельх, которые были тогда в числе богатейших людей в России, приобрела его в 1896 г. Дом перестраивался по вкусу новых хозяев и так приобрел существующий вид. Варвара Кельх, например, желала, чтобы дом напоминал средневековые замки, но не был исключительно "готичным" или, скажем, "возрожденческим". Ей хотелось, чтобы при одном только взгляде на здание захватывало дух – и, кажется, архитекторам удалось воплотить ее замысел.

Чесменская церковь, ул. Ленсовета, 12

Храм во имя Крестителя и Предтечи Господня Иоанна строился в 1777‑1780 гг. (при Чесменском дворце, по проекту архитектора Ю. Фельтена). Освящение храма было приурочено к десятилетию победы русского флота в Чесменской бухте Эгейского моря. До 1780 г. местность, где был сооружен дворец с церковью, была известна под финским названием Кекерекексинен – "Лягушачье болото".

Особняк Кельха,  ул. Чайковского, 28

Фото: КГИОП

Здание с конюшней во дворе построено в 1858–1860 гг. архитектором А. Кольманом и в 1896–1897 гг. было перестроено. Это выдающийся образец архитектуры поздней эклектики. Ажурный готический павильон – самая примечательная постройка дворовой части здания. В 2016 г. за счет бюджета Санкт-Петербурга выполняется реставрация дворовых фасадов.

Дача Салтыковых на Черной речке, ул. Академика Крылова, 4

Комплекс усадьбы формировался с 1740-х гг. по 1847 г. В середине XVIII в. при графе Сергее Строганове строительством и благоустройством парка занимался архитектор А. Ринальди. В 1827 г. территорию имения разделила на две части проложенная дорога (ныне ул. Академика Крылова). В 1837 г. по проекту архитектора П. Садовникова на участке началось строительство каменного дома и служб.

Дворцовые конюшни, Петергоф,  ул. Аврова, 1–3

Обширный комплекс Придворных конюшен – одно из самых крупных сооружений Петродворца. Комплекс связывает дворцово-парковый ансамбль Александрии с ансамблем Готических домов и со всей городской застройкой. Проект конюшен был разработан архитектором Н. Бенуа в конце 1846 г. Строительные работы были завершены за 7 лет, с 1847-го по 1855 г.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Каменноостровский пр., 83

Церковь была заложена в мае 1776 г., а к концу лета 1777 г. уже построена по проекту архитектора Ю. Фельтена. Строилась при инвалидном доме моряков Балтийского флота. При Павле I была передана Мальтийскому ордену, потом перешла к Каменноостровскому дворцу. В советское время церковь была закрыта — богослужения здесь возобновились только в 1990 г.

Лютеранская кирха Св. Михаила, Средний пр., 18, 3-я линия В.О., 32

Церковь была заложена в 1874 г. (изначальный проект разработал архитектор Р. Бергман, реализованный вариант – это проект, доработанный инженером К. Бульмерингом). В советское время здесь располагался склад табачной фабрики, филиал экспериментального завода "Спорт". Богослужения возобновились в 1993 г. С 2002 г. была проведена реставрация здания.

"В 1830‑е Федор Брюллов, брат живописца Карла Брюллова, писал второму брату Александру, будущему архитектору: "Готика сейчас на ноге". Было модно иметь, например, столовую или библиотеку в готическом вкусе. Неоготика приходит после наступления кризиса классицизма, когда архитекторы начали искать новые направления", - говорит заместитель начальника отдела Центрального района управления по охране и использованию объектов культурного наследия КГИОП Андрей Смелков.

Закрыть