Ученые: сердце эмбриона начинает биться на 16-й день после зачатия

У мышей это произошло через 7,5 дня после оплодотворения, что соответствует примерно 16 дням для человека.

Ученые выяснили, что сердце эмбриона начинает работать раньше, чем считалось - уже на 16-й день после оплодотворения. Статья биологов из Оксфорда была опубликована в журнале eLife.

За жизнь сердце среднестатистического человека совершает около 2,2 млрд сокращений. Это первый отдельный орган, который образуется и начинает работать у растущего эмбриона. Сначала появляются идущие вдоль тела эндокардиальные трубки, позже они сливаются в единую сердечную трубку и в этот момент уже начинают сокращаться.

По этическим причинам эксперименты с эмбрионами человека такого возраста не проводятся, и ученые поставили эксперимент на зародышах мышей.

Они использовали флуоресцентные метки, которые позволили рассмотреть под микроскопом движение ионов кальция, участвующих в сокращении мышечных клеток. Прочие виды мышц у таких ранних эмбрионов ещё не развиты, поэтому свечение кальциевых маркеров указала на момент, когда началось первое сокращение сердца.