Яндекс.Метрика
  • Ольга Першина

В Сеть проникли петербургские кибербабушки

В Петербурге за последний год увеличилось количество пользователей Интернета. В Сеть ушли все вне зависимости от возраста и уровня дохода. Для многих Всемирная паутина становится основным местом развлечения.

В Петербурге за последний год увеличилось количество пользователей Интернета. В Сеть ушли все вне зависимости от возраста и уровня дохода. Для многих Всемирная паутина становится основным местом развлечения.

С 2015‑го по 2016 г. доля совершеннолетних петербуржцев, пользующихся Интернетом, возросла с 88,3 до 93,8 %. Самый значительный рост произошел среди населения с низким уровнем дохода.

Доступный гаджет

Согласно исследованию, проведенному Санкт-Петербургским информационно-аналитическим центром, в Северной столице сегодня пользуются Интернетом 4,1 млн горожан. Виртуальное пространство охватило не только молодое поколение, но и людей более старшего возраста. На данный момент среди петербуржцев в возрасте 60 лет и старше 85,7 % используют Всемирную паутину в своей повседневной жизни.

Уровень дохода горожан в первую очередь сказывается на доступности гаджетов, дающих возможность оказаться в виртуальном пространстве. Среди жителей, которые определили свои финансовые возможности как "мы можем без труда приобретать вещи длительного пользования, но нам сложно приобретать дорогие вещи" и "мы можем позволить себе приобретать такие дорогие вещи, как квартира, дача", число интернет-пользователей всегда было высоким. И за последние 3 года в этой категории их доля выросла с 89,7 до 97,3 %. Среди горожан, обозначивших свой доход как "денег хватает на продукты и одежду, однако покупка вещей длительного пользования для нас является проблемой", также произошел рост с 80 до 94,3 %. Однако самый резкий скачок количества пользователей Всемирной паутины произошел среди горожан с низким доходом. В группе респондентов, описавших свои доходы как "денег не хватает даже на продукты питания" и "на продукты питания денег хватает, но покупка одежды уже вызывает затруднения", доля юзеров за последние 3 года увеличилась с 52,2 до 88,9 %.

По мнению интернет-эксперта Андрея Рябых, эту тенденцию можно объяснить в первую очередь снижением стоимости гаджетов. Сегодня мобильный оператор может предложить смартфон за 2–3 тыс., а хороший планшет можно приобрести в пределах 10 тыс. рублей. Кроме того, виртуальное пространство сейчас заменяет сферу развлечений, на которую у части населения может не хватать средств. В итоге потребность в досуге люди с низким доходом стремятся удовлетворить в Сети.
"Сегодня Интернет заменяет большое количество различных форм развлечений. Необязательно идти в кино или куда‑то ехать, когда все можно найти в Сети. Более того, возможностей масса: хочешь – галактику строй, а хочешь – фермой управляй", – отметил эксперт.

Котики и селфи

Учитывая потребности пользователей, виртуальное пространство меняет и свою основную функцию. По мнению Андрея Рябых, развитие Интернета можно сравнить с развитием ребенка. На первом этапе в российской Сети наблюдался сексуальный кризис, когда на пользователей обрушилось огромное количество сайтов с порнографией. Затем возникла волна информационных ресурсов. Когда же пользователи устали от новостей, наступила эпоха развлечений. "Сегодня Интернет – это в первую очередь площадка для развлечений. К этому стоит также добавить социальные сети, где большинство пользователей стремятся не информировать, а развлекать. Поэтому в лентах новостей мы видим котиков, многочисленные селфи и смешные видео, которые собирают больше лайков, чем, например, пост, в котором бы вы рассказали о каком‑то добром и полезном деле. Сейчас происходит упрощение восприятия мира", – заключил эксперт.
По мнению психолога Светланы Филипповой, потребность в виртуальном пространстве растет у людей с низким доходом, так как это одна из форм ухода от реальности. В Сети пользователи нередко восполняют то, чего у них не хватает в обычной жизни. Таким образом, то, что кажется недоступным, становится намного ближе.

"Женщины могут смотреть сериалы о любви, так как испытывают нехватку ярких, эмоциональных отношений в реальной жизни. Вы подписываетесь на Instagram селебрити не потому, что вы большой поклонник творчества этого человека, а потому, что это возможность оказаться в мире роскошной жизни", – считает специалист.

Другая тенденция, которую отмечают эксперты, – это феномен нарциссизма. Когда человек в интернет-пространстве сосредоточен только на себе. И многочисленные ресурсы сегодня развиваются так, чтобы поддерживать эту форму самовыражения.

"Наши бабушки и дедушки делали одну фотографию в полгода, и это было целым событием, именно эти фотографии оказывались в семейном альбоме. Сегодня мы фотографируем каждый наш шаг и храним терабайты фото, бедные наши внуки, которым предстоит все это разгребать", – заметил Андрей Рябых.

Доля петербуржцев, пользующихся Интернетом, по группам в зависимости от уровня дохода:

88,9% - среди населения с низким уровнем дохода

94,3% - со средним уровнем дохода

97,3% - с высоким уровнем дохода

93,8% - доля петербуржцев в целом, пользующихся Интернетом.

Закрыть