Яндекс.Метрика
  • Инна Беляева, хранитель фонда "Скульптура и камень"

История реставрации одной скульптуры: "Амур и Психея" на острове Любви

Что мы знаем о реставрации произведений искусства? Почти ничего. Зачастую мы видим лишь результат, восторгаемся красотой воссозданного шедевра и не догадываемся о том, насколько сложным, кропотливым, длительным, полным мучительных поисков и неожиданных открытий бывает этот процесс. Сегодня мы приоткроем завесу тайны и расскажем, как специалисты музея-заповедника "Гатчина" восстанавливали скульптуру "Амур и Психея", которая когда-то украшала остров Любви в императорском Гатчинском парке.

"Ни крылышком Амур не тронет, / Ни луком, ни стрелой; / Псишея не бежит, не стонет, — / Свились, как лист с травой".

"Амур и Психея"

Г. Р. Державин

Что мы знаем о реставрации произведений искусства? Почти ничего. Зачастую мы видим лишь результат, восторгаемся красотой воссозданного шедевра и не догадываемся о том, насколько сложным, кропотливым, длительным, полным мучительных поисков и неожиданных открытий бывает этот процесс. Сегодня мы приоткроем завесу тайны и расскажем, как специалисты музея-заповедника "Гатчина" восстанавливали скульптуру "Амур и Психея", которая когда-то украшала остров Любви в императорском Гатчинском парке.

Остров Любви – один из красивых уголков Гатчинского парка, появление которого относится к началу 90‑х гг. XVIII в. Считается, что идея создания такого острова, а также павильона на нем, возникла у велико­княжеской четы – Павла Петровича и Марии Федоровны – после посещения ими Шантийи, резиденции принца Конде близ Парижа.

Этот участок парка с расположенным на нем павильоном Венеры стал островом после того, как в 1791 г. были искусственно прорыты каналы, отделившие его от суши. В 1792–1793 гг. начинается строительство павильона, посадки деревьев и строительство из пуд­остского камня двух террас (или балконов, как их называли в документах), прокладка песчаных дорожек и укладка дерна.

{external}

Украшение острова Любви

Как и в резиденции принца Конде, остров Любви украшала скульптура. Как указывают документы Гатчинского дворцового правления, в 1796 г. на острове были установлены две мраморные группы – "Амур и Психея" и "Венера, кормящая грудью Амура". Статуи находились на острове Любви до 80‑х гг. XIX в. Позже их заменили другими, тематически не связанными с первоначальным замыслом декоративного убранства. На место, которое занимала статуя Венеры, была установлена "Богиня плодородия", а "Амура и Психею" заменили Юпитером.

"Пальцы и нос сделаны вновь…"

Это было связано с тем, что скульптура неоднократно подвергалась разрушению, и не всегда по причине сложных климатических условий. Об этом свидетельствуют исторические документы: "…у Амура и Псише пальцы и нос сделаны вновь…" (Рапорт в Императорскую Академию Художеств 1 июня 1798 г.); "голова потеряна, у обеих фигур отломаны крылья" (Опись 1859 г.); "у статуи была отбита голова, и, как испорченная, статуя эта была снята с места и убрана" (Рапорт от 6 ноября 1883 г.).

В 1884 г. стоимость реставрации скульптуры с острова Любви оценивалась в 1,5 тыс. рублей. Это была значительная сумма: например, в 1912 г. реставрация статуи "Юпитер" из коллекции Гатчинского дворца обошлась в 65 рублей. Поэтому скульптуру убрали в кладовую при Березовом домике, а в 1910 г. передали в Императорский Эрмитаж.

В Гатчинский дворец "Амур и Психея" вернулась лишь в 1986 г. почти в том же состоянии, единственным изменением стало наличие плоских металлических пиронов (креплений) в местах расположения крыльев.

Реставрацию начали в 2015 г. Статуя была в плачевном состоянии: у Амура были отбиты обе руки, сколота верхняя часть головы, большие сколы на лице, частично сбиты пальцы на ногах, а у Психеи отсутствовала голова, отбиты пальцы правой руки и сильно сбиты пальцы левой, большие сколы на драпировке. На обеих фигурах было много вертикальных и круговых трещин, сколов и выбоин. За длительное время нахождения на воздухе пострадала поверхность мрамора, камень местами был разрушен.

А были ли крылья?

Началась кропотливая работа по восстановлению исторического облика скульптуры. Специалисты изучали инвентарные описи, архивные записи, фотографии, картины, рисунки, на которых воспроизведен памятник; искали прямые аналоги, которые позволили бы восстановить утраченные крылья, голову Психеи и руки Амура.

Дополнительные трудности вызвали противоречия между описанием скульптуры в исторических документах и выводами, сделанными при осмотре. Так, в местах сохранившихся фрагментов основания крыльев были обнаружены пироны, которые появились, как считалось, вследствие ошибочных действий предыдущих реставраторов. Этот вывод был основан на исследовании одного из известнейших знатоков западноевропейского искусства сотрудника Государственного Эрмитажа С. О. Андросова. Он указывал, что "Амур и Психея" была приобретена И. И. Шуваловым у Карло Альбачини и является копией XVIII в. с античной скульптуры, хранящейся в Капитолийском музее. В описи 1859 г. также говорилось, что "Группа из каррарского мрамора Амура и Психеи обнявшихся, копия с древней Ватиканской…". Но далее было отмечено, что "у обеих фигур отломаны крылья". Эта подробность заставила специалистов усомниться в верности суждения о происхождении скульптуры, ведь у Капитолийской статуи крыльев не было! К тому же на спинах Амура и Психеи были обнаружены "площадки" – места плавного перехода спины в основание крыла. Несмотря на то что прямой аналогии найдено не было, крылья решили реконструировать, взяв за основу для них другую группу "Амур и Психея" с крыльями.

В ходе поисков аналогии удалось найти только четыре, и лишь одна из них максимально соответствовала требованиям: ею оказалась скульптура "Амур и Психея" из коллекции галереи Уффици, она и послужила прототипом для реконструкции крыльев и кистей рук Амура.

Как быть с головой Психеи?

Еще одна сложная задача, которую пришлось решать в ходе реставрации, – реконструкция утраченной головы у фигуры Психеи. Как уже отмечалось, она была отбита еще в 1859 г., а найти прямой аналог не удалось, как и не удалось установить, кто был автором гатчинской группы. Поэтому специалисты применили один из реставрационных приемов: была выполнена в "мягком материале" копия головы Амура, на которой реставратор смоделировал прическу Психеи из галереи Уффици, слегка сгладил мальчишеские черты лица, придав им девичий вид.

Случайная находка

Также очень помогла реставраторам случайная находка. Просматривая каталог торгов аукционного дома Christie’s, которые должны были состояться 9 июля 2015 г., специалисты обратили внимание на лот 113 – скульптура "Амур и Психея" из частной коллекции, атрибутированная экспертами дома Christie’s как римская копия около I–II вв. с греческого оригинала. Она была интересна тем, что, как и гатчинская, сохранила фрагменты от крыльев. При компьютерном сравнении изображений групп оказалось, что композиционно они идентичны. Это сходство позволило максимально правильно реконструировать пластику правой руки Амура у нашей группы.

Вторая жизнь

Проведенные исследования и плодотворная совместная работа реставраторов и научных сотрудников позволили выполнить реставрационные работы и реконструировать облик редкой и очень интересной скульптуры, которая дополнила экспозицию Белого зала Гатчинского дворца.

Изучение истории памятника и исследования, проходившие как перед началом работ, так и продолжившиеся в ходе их проведения, позволили утверждать, что гатчинские "Амур и Психея" не могут быть копией с античного образца из Капитолийского музея, так же как и не являются свободной копией с античной группы из галереи Уффици.

Эта работа дала воз­можность выдвинуть предположение, что "Амур и Психея" из коллекции Гатчинского дворца может быть копией с античного образца, известного в XVIII в., но на настоящий момент не опубликованного и, возможно, хранящегося в частной коллекции.

При реконструкции утраченных фрагментов скульптуры "Амур и Психея" было обнаружено нарушение анатомических пропорций тела, так называемая пластическая деформация. Так, при расчете для фигуры Амура длины плеча и предплечья с использованием анатомически правильных пропорций оказалось, что выполненные в "мягком" материале руки не касаются Психеи, правая кисть более чем на 6 см дальше от лица, а левая – от затылка. Чтобы исправить это, пришлось рассчитать коэффициент "авторской" пластической деформации, представляющий собой разность между правильными анатомическими пропорциями человеческого тела и фактическими обмерами.

Закрыть