Яндекс.Метрика
  • Анна Кострова

Сооснователь «Комик-треста» Наталия Фиссон: чушь умножилась, как и фраки

«Лучше смеяться над нами, чем плакать над собой» – с этим девизом театральное товарищество «Комик-трест» живет и творит уже четверть века. О «перезагрузке», которую осуществляет коллектив, юбилейных мероприятиях, планах и главной пока еще не сбывшейся мечте «Петербургскому дневнику» рассказала сооснователь «Комик-треста» заслуженная артистка России Наталия Фиссон.

«Лучше смеяться над нами, чем плакать над собой» – с этим девизом театральное товарищество «Комик-трест» живет и творит уже четверть века. О «перезагрузке», которую осуществляет коллектив, юбилейных мероприятиях, планах и главной пока еще не сбывшейся мечте «Петербургскому дневнику» рассказала сооснователь «Комик-треста» заслуженная артистка России Наталия Фиссон.

"Петербургский дневник": Для вас 25‑летие «Комик-треста» – это больше приятные эмоции и подарки или же суета и хлопоты?

Наталия Фиссон: Наверное, и то и другое. Конечно, хлопот было много, в том числе связанных с «перезагрузкой» «Комик-треста». У нас новый состав, премьера спектакля «Чушь во фраке. Версия 2.0.16», который помогла создать блистательный режиссер театра «Буфф» Ника Козоровицкая.

Фото: "Комик-трест"

Это, конечно же, не тот спектакль, с которого 25 лет назад начался «Комик-трест». Безусловно, в нем есть номера, которые мы сохранили. Добавились те, которые Вадим Фиссон задумал, но не успел сделать, и мы их доделали. Но появились и абсолютно новые ходы и персонажи. Время идет, и чушь, которая была в 1991 г., несоизмерима с нынешней. Она умножилась, стала совсем другой. Как, впрочем, и фраки…

"Петербургский дневник": Какие мероприятия в рамках 25‑летия коллектива планируются помимо уже состоявшихся вечера «Комик-трест. The best» и премьеры фильмов Светланы Насенковой и Тараса Макарова в память об основателе и режиссере Вадиме Фиссоне?

Наталия Фиссон: На сцене театральной площадки «Скороход» 3, 4 и 5 ноября мы покажем спектакль «Белая история». В первый день он пройдет в рамках благотворительного проекта «Театр – доступная среда» для людей с ограниченными возможностями, многодетных семей, сотрудников и пациентов реабилитационных центров.

Пятого ноября состоится открытие памятника Вадику на Смоленском кладбище, который создал скульптор Дмитрий Каминкер.

Также у нас продолжаются премьерные спектакли «Чушь во фраке. Версия 2.0.16», которые мы покажем 26 ноября, 27 и 28 декабря на Малой сцене театра «Балтийский дом».

"Петербургский дневник": Насколько сложно было найти в себе силы продолжать творить, оставшись без привычного взгляда, голоса вашего идейного вдохновителя?

Наталия Фиссон: Очень… Месяца три я просто находилась в ауте. Но понимала, что нужно сохранить спектакли. Не только ради памяти Вадика, а потому что они классные, стоящие, интересные, живые!

И тогда на наше счастье к «Комик-тресту» присоединился Сергей Ражук. Это тоже школа Георгия Товстоногова, но Сережа учился на курс старше нас с Вадиком. Он работал в театре, в кино, обучал «младших» «Лицедеев» и очень любил и знал все спектакли Вадима.

Поэтому сейчас Сергей стал эдаким режиссером – хранителем шоу.

Просто счастье, что он согласился взять на себя эту ношу, поскольку это очень тяжелый труд – работать с дураками-клоунами! Мы же все немножко сумасшедшие (смеется).

"Петербургский дневник": Коллектив принял решение жить дальше каким‑то волевым усилием или же помог какой‑либо внешний толчок?

Наталия Фиссон: Наше возрождение из коматозного состояния, в котором мы оказались, началось с того, что Константин Хабенский, делавший в Петербурге фестиваль своих детских театральных студий, предложил нам провести мастер-класс для ребят. И когда мы попали в мир таких необыкновенных творческих детей, они нас своей энергией реально встряхнули. Это было просто гениально! После той встречи мы начали снова дышать, думать, творить, за что я Косте и его воспитанникам очень благодарна.

"Петербургский дневник": У вас не за горами еще один новый проект – «Трезвые». Реабилитационный центр «Дом надежды на горе», программа «12 шагов анонимных алкоголиков»… Серьезные вещи, в общем‑то! Какие тут могут быть шутки?

Наталия Фиссон: Так это главный принцип «Комик-треста»: говорить несерьезно о серьезном, очень смешно о трагичном, совмещать, казалось бы, несовместимое (улыбается).

Вообще тема очень актуальная не только для Петербурга. Открою тайну: Игорь Сладкевич (актер «Комик-треста». – Прим. «ПД») успешно прошел программу «Дома надежды на горе». Он разрешил об этом говорить. Так что проект «Трезвые» мы делаем не абы про что, а про то, что для «Комик-треста» является близким, трагичным и одновременно счастливым, поскольку Игорь очень успешен в преодолении этой проб­лемы. Он уже написал цикл песен о судьбах этих людей.

И все люди, чьи имена вы увидите на афише, как, например, художник Митя Шагин, Олег Гаркуша из «АукцЫона», тоже прошли через «Дом надежды на горе». При этом они хоть и не клоуны, как мы, но несомненно обладают клоунским мышлением. Еще с нами в этом проекте Анвар Либабов и Андрей Ургант.

Когда у нас родилась идея «Трезвых», я позвонила режиссеру Александринского театра лауреату «Золотой маски»Михаилу Патласову. Он тут же сказал да, еще не услышав имен, которые мы представляли на афише.

"Петербургский дневник": То есть можно сказать, что к премьере все готово?

Наталия Фиссон: Дело осталось за малым – найти деньги. Не буду скрывать: поддержка нам очень нужна.

В этом году у «Комик-треста» были очень большие трудности, поскольку на проект Вадика «Театр – доступная среда» нам не выделили финансы. Ведь сейчас даже под благотворительные проекты запрещено бесплатно сдавать площадки, и этот закон наступил на очень много хороших благотворительных идей.

Конечно, когда ты спектаклями хорошо заработал, можно оплачивать аренду «пустого» соседнего дня. Но в нынешних экономических условиях для «Комик-треста» это не всегда доступно.

"Петербургский дневник": О каком пока еще не полученном подарке мечтает «Комик-трест»?

Наталия Фиссон: Мы уже долгие годы мечтаем о культурном центре для таких жанров, как наш. Пусть это будет сцена не лично для «Комик-треста», а для нескольких театров, таких как АХЕ, «Дерево» и т. д.

Ведь таким «беженцам-перебежчикам», как мы, сейчас очень сложно работать, поскольку стоимость аренды и рекламы порой превышает выручку от продажи билетов.

Обычно в театрах сначала загибается творчество, а потом экономика. Сейчас обратная ситуация: у нас все хорошо с творчеством, а с экономикой мы просто стоим на грани.

Посмотрите, сколько театров в последние годы исчезло с карты города! Что, Андрей Могучий так не хотел сохранить свой театр? Хотел. Или, может быть, Виктор Крамер хотел закрыть свой театр? Не хотел.

Есть очень много молодых ребят, которые сказали одно слово и исчезли, хотя это были очень интересные проекты. Думаю, корень этой проблемы лежит не столько в экономике страны, сколько в отношении к неформалам. Было время, когда их стали поддерживать, но оно быстро прошло.

"Петербургский дневник": Каким вы видите выход из этой ситуации?

Наталия Фиссон: Мы предлагаем, на мой взгляд, идеальную схему. У нас в городе есть немало пустующих зданий и помещений. Так почему бы не передать одно из них под строительство неформальной сцены?

На мой взгляд, Петербургу просто необходимо иметь альтернативную сцену для театральных коллективов именно пластического искусства. Уверена, это положительно скажется в том числе и на развитии туризма.

Ну судите сами: приехал гость в наш город. Посмотрел один раз спектакль в Мариинском театре или в МАЛЕГОТе, сходил в Русский музей, в Эрмитаж… У музейщиков есть альтернатива пойти на Пушкинскую ул., 10. А какая альтернатива Мариинке? А так было бы место, куда и иностранец может прий­ти, и наш соотечественник, интересующиеся неформатом.

У нас есть грамотный управленец Вадим Каспаров, организатор фестиваля Open look, который тоже связан с пластическими жанрами, у которого есть своя детская школа и свой фестиваль.

Вместе с ним в свое время «Комик-трест» всего за год с нуля раскрутил альтернативную сцену «Станция» в ДК Первой пятилетки до такого состояния, что публика нам чуть ли не двери ломала! А ведь поначалу нам все театральные кассы говорили: «Забудьте! Там нет метро, никто туда не поедет!».

"Петербургский дневник": Четверть века для негосударственного неформального театра в России – срок из разряда фантастики. В чем же секрет живучести и неувядаемости «Комик-треста»?

Наталия Фиссон: Вера в себя, в людей и высшую силу. Это и помогает нам продолжать жить и работать.

Театральное товарищество «Комик-трест» было образовано в Санкт-Петербурге Вадимом и Наталией Фиссон в 1991 г. как независимый театральный коллектив, каковым остается по сей день. Первый спектакль – «Чушь во фраке». За время своего существования коллектив был удостоен массы наград и призов, в частности, национальной премии в области юмора «Золотой Остап», Государственной премии правительства Петербурга в области литературы и искусства, приза петербургской критики за лучший спектакль театрального сезона, приза «Душа фестиваля» в Эдинбурге и т. д. В арсенале коллектива – спектакли «Секонд-хенд», «Белая история», «Спам для фюрера», шоу «Полный рататуй», эстрадный концерт-кабаре «Нафталин» и др.

Закрыть