Яндекс.Метрика

Как кольцо Шаляпина спасло "Пиковую даму"

Наделять чудодейственными свойствами перстни с драгоценными камнями было свойственно людям издавна. Вот и в Петербурге было модно носить такие украшения. Их обладатели верили в магическую силу камней, считали перстни талисманами и потом передавали их по наследству. Перстни-талисманы носили и бережно хранили многие знаменитые люди прошлого.

Наделять чудодейственными свойствами перстни с драгоценными камнями было свойственно людям издавна. Вот и в Петербурге было модно носить такие украшения. Их обладатели верили в магическую силу камней, считали перстни талисманами и потом передавали их по наследству. Перстни-талисманы носили и бережно хранили многие знаменитые люди прошлого.

Александр Сергеевич Пушкин свято верил в магическую силу своих перстней. На знаменитом портрете поэта кисти Тропинина на большом пальце правой руки поэта, как сначала считали, изображено кольцо с сердоликом.

На самом деле на большом пальце изображено другое, не менее знаменитое кольцо поэта – с изумрудом. Витое кольцо-талисман с сердоликом тоже присутствует на портрете, считают исследователи, – оно надето на указательный палец правой руки и повернуто камнем вниз.

Знак отличия

Портрет был написан через 3 года после того, как графиня Воронцова подарила кольцо поэту. Парные кольца с сердоликом и загадочными надписями были своего рода дипломатическим подарком крымского хана ее мужу, генералу Воронцову, поэтому украшение было довольно узнаваемым. Из-за этого Пушкин, не снимавший его с тех пор, скрыл камень. Второе кольцо осталось у самой графини.

Другое свое кольцо-талисман с сердоликом умирающий Пушкин подарил Жуковскому. Украшение стало своего рода переходящим знаком отличия лучших литераторов эпохи. После смерти Жуковского перстень перешел к Тургеневу, затем Полиной Виардо он был передан в Пушкинский музей Александровского, бывшего Царскосельского, лицея. Оттуда перстень был украден лицейским дворником в 1917 г. Сейчас его судьба неизвестна.

Еще одно кольцо с оранжевым сердоликом, на котором были вырезаны купидоны в ладье, Пушкин отдал для призов благотворительной лотереи в 1820 г. в Гурзуфе, в Крыму. Оно попало к Марии Николаевне Раевской, которая позже вышла замуж за графа Сергея Волконского и последовала за ним в Сибирь, куда тот был сослан после восстания декабристов.

Пушкинским перстнем Волконская дорожила, ее внук в 1915 г. передал его в Пушкинский Дом, откуда он был передан в Музей Пушкина на Мойке, где и хранится до сих пор.

Другу на память

Больше всего легенд окутывают изумрудный перстень. По одной из них кольцо подарил поэту перед ссылкой в Бессарабию дядя, Василий Львович. Оно считалось фамильным, ранее принадлежало Ксении, дочери Бориса Годунова, среди его владельцев был даже царь Иван III. Считают, что перстень был царским подарком кому-то из предков Пушкина, скорее всего, Абраму Ганнибалу.

Пушкин верил, что изумруд приносит творческое вдохновение и раскрывает тайну слова. Не случайно в "Евгении Онегине" он писал:

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне –

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал.

На смертном одре Пушкин передал перстень с изумрудом Владимиру Далю, создателю легендарного словаря русского языка, со словами: "Бери, друг, мне уж не писать". Дочь Даля впоследствии передала его президенту Академии наук великому князю Константину Константиновичу. В настоящее время, так же как и кольцо с сердоликом Волконской, оно хранится в музее на Мойке.

Узнав о дуэли, Даль, по профессии врач, сразу пришел к умирающему поэту. Пушкин взял друга за руку и спросил: "Скажи мне правду, скоро ли я умру?" Даль ответил: "Мы за тебя надеемся, право, надеемся, не отчаивайся и ты". Пушкин благодарно пожал ему руку и сказал: "Ну, спасибо!" После этого поэт и подарил другу перстень.

Магический перстень

Другой знаменитый перстень можно увидеть на портрете Федора Шаляпина кисти Бориса Кустодиева (находится в Париже). Это массивное кольцо с сердоликом и бриллиантами, надетое на мизинец его правой руки.

"Да, конечно, – рассказывал живший в Риме сын Шаляпина Федор. – Это был очень знаменитый перстень, и отец его очень ценил и дорожил им. В свое время он принадлежал самому Петру I и был освящен патриархом всея Руси, отец никогда с ним не расставался. Он верил, что тот, кто его носит, не имеет проблем с возрастом и всегда в голосе".

С этим перстнем связана еще одна интересная история. В 1930-е годы, когда Шаляпин уже жил в эмиграции в Париже, в Европе гремело имя болгарской певицы Илки Поповой.

Образ старой графини, мистической обладательницы тайны трех карт, в "Пиковой даме" в ее исполнении до сих пор считается образцовым. Во время прославленных Русских сезонов в Париже она пела вместе с Шаляпиным не только в этой опере, но и в "Борисе Годунове" и "Князе Игоре".

Однако в этот момент – певица была уже в возрасте – у Поповой начался кризис голоса. У нее появился страх, что она может потерять его или во время выступления с ней произойдет какой-нибудь другой конфуз. Опечаленная Попова обратилась к врачам, психиатрам, стала расспрашивать вокальных педагогов, но никто ей помочь ничем не мог.

Однажды, репетируя вместе с Шаляпиным, она поделилась и с ним своей бедой. Да он и сам заметил, что у певицы не все в порядке с голосом, который звучал уже не так, как надо, и решил ей помочь. Шаляпин снял с пальца свой перстень и, рассказав про его историю, сообщил: "Это знаменитый талисман. Кто его носит, никогда не имеет проблем с голосом".

Илка Попова надела перстень и выступила с ним на премьере оперы "Фаворитка".

Успех был ошеломительным. Голос певицы звучал как никогда мощно и красиво. Попова не знала, как благодарить своего спасителя, и стала перед каждым выступлением просить у него чудотворный талисман. Шаляпин, который в последние годы болел и уже почти не мог выступать, отдал ей чудодейственный перстень насовсем.

Рассказ Бончева

Прошло много лет. Шаляпин уже умер, да и сама Попова состарилась и перестала петь. Однажды она пригласила к себе журналиста Марина Бончева, который написал про нее книгу, и решила его отблагодарить: "Я хочу, – сказала она, – подарить тебе очень дорогую старинную вещь. Ты будешь носить перстень Шаляпина…"

Об этой истории Бончев, который сразу поверил в чудодейственную силу подарка, потом сам написал в своих мемуарах. "Лично я, – признался Бончев, – лишь однажды им воспользовался. Анна Томова-Синтова должна была петь в Берлинской городской опере в "Отелло" Верди… Появление на сцене для певицы имело большое значение – это был ее официальный дебют. Как на грех, Анна выглядела слишком нервной, возбужденной, а на премьеру были приглашены мастера, импресарио, дирижеры, режиссеры. Неудача могла оказаться роковой… Тогда я и рассказал историю перстня и надел его Ане на палец. Ее Дездемона очаровала публику…"

Лечебный сердолик

Историю необычного перстня тщательно исследовал в свое время ученый-минералог и большой знаток драгоценных камней Спартак Ахметов. По его сведениям, в настоящее время шаляпинская реликвия хранится в сейфе Болгарского национального банка среди самых важных сокровищ государства.

Некоторые полагают, что воздействие перстня было чисто психологическим: певцы и певицы верили, что он поможет – и он помогал. Однако есть и другое объяснение. Дело в том, что в кольце был сердолик.

Еще в древности люди замечали целительные свойства этого камня. Позднее ученые обнаружили слабое радиоактивное излучение, исходящее от сердоликов, и этим объяснили их оздоровляющее действие на человеческий организм.

Во время войны в сибирских госпиталях лечение сердоликовым лучом приводило к улучшению состава крови, снижению температуры, заживлению ран. Улучшались сон и аппетит раненых. Может, именно эти свойства камня и в самом деле могли повлиять на голоса их владельцев?

Закрыть