Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Акванавт Анатолий Храмов: человек способен эффективно работать на глубине 500 метров

Участник уникального эксперимента по определению возможности длительного пребывания человека на сверх­больших глубинах рассказал "ПД" о том, как шли исследования, о возможностях человеческого организма адаптироваться даже к самым суровым условиям окружающей среды и о работе водолазов-спасателей.

Участник уникального эксперимента по определению возможности длительного пребывания человека на сверх­больших глубинах Анатолий Храмов, капитан 1-го ранга (запаса), Герой РФ, водолаз-глубоководник, рассказал "ПД" о том, как шли исследования, о возможностях человеческого организма адаптироваться даже к самым суровым условиям окружающей среды и о работе водолазов-спасателей.

"Петербургский дневник": С чем приходится сталкиваться водолазу-глубоководнику?

Анатолий Храмов: С тьмой, холодом и повышенным давлением.

Фото: Из архива А. Храмова

Моя служба на Краснознаменном Северном флоте началась в 1980 г., когда отечественные ВМС переживали небывалый подъем. Могучий флот жил полнокровной жизнью, а там, где используется много техники, увеличивается и процент нештатных ситуаций.

Более чем за 20 лет погружений под воду мне доводилось оказывать помощь аварийным подлодкам, снимать с мелей надводные корабли, поднимать различные объекты и аппараты, поглощенные морем, и т. д.

К тому же регулярно отрабатывались приемы оказания помощи экипажам подводных лодок, лежащих на грунте. Неоднократно я спускался на глубину 160 м, где работал с эпроновскими выгородками. Поясню: в легком корпусе подлодки есть специальные выгородки, в которых расположены штуцеры для подсоединения шлангов и вентили для подачи воздуха в отсеки и цистерны главного балласта лодки. С их помощью можно провентилировать отсеки субмарины, чтобы удалить углекислый газ и даже помочь лодке всплыть (с помощью полной продувки цистерн).

"Петербургский дневник": Что послужило толчком к началу исследований по долго­временному пребыванию человека на запредельных глубинах?

Анатолий Храмов: Первые попытки освоения больших глубин были предприняты еще накануне Великой Отечественной войны. Более того, испытания глубоководного снаряжения на Байкале продолжались и в годы войны.

В 1956 г. на Каспии нашими водолазами была достигнута глубина 300 м.

Фото: Из архива А. Храмова

К концу 1960‑х гг. в институте приступили к разработке метода длительного пребывания (ДП) водолазов под водой. Суть метода в том, что в течение всего времени выполнения подводных работ акванавты (так назвали водолазов, живущих под давлением) находятся в барокамере под давлением, равным давлению на той глубине, где предстоит выполнять поставленные задачи. К месту проведения работ спускаются в водолазном колоколе, в нем же после завершения работ возвращаются в барокамеру. При этом эффективность выполнения задач водолазами возрастает в сотни раз, так как не требуется проводить декомпрессию после каждой работы на глубине.

Ближе к концу 1980‑х гг. остро стал вопрос освоения обнаруженных на заполярном шельфе месторождений нефти и газа. Главная проб­лема – ресурсы залегали на глубине свыше 400 м. Необходимо было понять, сможет ли человек работать в условиях сверхвысокого давления. Задачу по решению этой проблемы поставили перед ломоносовским НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ МО СССР.

Командиром первой группы акванавтов, работавших методом ДП в барокомплексе НИИ, стал водолазный специалист Виктор Вишняков. Он принимал участие в 30-суточном спуске на глубину 100 м на специальной подводной лодке-лаборатории.

В конце 1970‑х гг. Владимир Ионов впервые вышел из подводной лодки-лаборатории на глубине 300 м в легком глубоководном водолазном снаряжении. Тогда это были мировые рекорды – и по глубине, и по длительности пребывания на глубине. К сожалению, из-за секретности этих исследований мир тогда даже не догадывался об успехе советских акванавтов.

"Петербургский дневник": Расскажите, как вы стали участником эксперимента по покорению новых глубин.

Анатолий Храмов: В 1986 г. я был переведен на службу в НИИ аварийно-спасательного дела. Как опытный водолаз – специалист с немалым опытом погружений за плечами, я занимался испытанием новых образцов глубоковод­ного снаряжения.

К 1987 г. в институте было завершено строительство нового гипербарического комплекса ГБК-50, позволяющего проводить имитационные водолазные спус­ки на глубины более 300 м. Результаты выполненных ранее исследований позволили разработать и обосновать физиологические основы погружений на сверхглубокие глубины.

Для подготовки к эксперименту были сформированы три экипажа, один из которых я и возглавил. Все члены экипажей прошли углубленное медицинское обследование. Вообще весь комплекс подготовки напоминал отбор первых космонавтов.

Фото: Из архива А. Храмова

"Петербургский дневник": Как ощущает себя человек под сверхвысоким давлением?

Анатолий Храмов: Наш экипаж пробыл в барокамере под давлением, равным 400 м (около 40 атмо­сфер), ровно месяц. В ходе эксперимента ученые определили оптимальный состав газовой смеси для дыхания, особеннос­ти питания, сна и т. п. Мало кто поверит, но мы дышали смесью с содержанием кислорода всего 0,3 %, а оставшиеся 99,7 % составлял гелий.

Крайне важным стало определение физиологически допустимых параметров микроклимата, в особенности терморегуляции организма. При оптимальной температуре плюс 32 градуса по Цельсию допускались ее отклонения не более чем на полградуса. Колебания температуры, превышающие это отклонение, приводили к тому, что акванавтам становилось очень холодно или нестерпимо жарко.

Надо сказать, эксперимент был достаточно тяжелый. Помимо программы исследований нужно было как можно быстрее привыкнуть и приспособиться к тем новым для нашего организма условиям.

Первые дни сопровож­дались головокружением и мельканием в глазах. В какой‑то момент стало больно делать резкие движения, захрустели суставы. Не покидало чувство легкого удушья, пропал аппетит.

За первые 2 недели каждый из нас потерял в весе 8–10 кг – отличный способ сбросить лишний вес, надо сказать.

Из-за высокой плотности газовой среды стало совершенно невозможно произносить шипящие и глухие звуки, целый пласт слов просто выпал из нашего лексикона.

Дышать носом было невозможно, только ртом.

Пища потеряла вкус: мясо – резина, хлеб – пемза, борщ – трава.

В последний день нашего пребывания в камере давление было увеличено до уровня 450 м.

Потом в течение месяца была декомпрессия.  При переходе на дыхание воздухом все члены экипажа испытали легкий шок. Мы настолько привыкли к своим новым писклявым голосам, что обычный тембр показался грубым и чужим.

Еще в течение месяца после эксперимента с трудом давались долгие пешие прогулки и другие физические нагрузки.

Наш экспериментальный спуск стал прорывом в неизвестное и положил начало новым исследованиям.

"Петербургский дневник": Вы хотите сказать, что были погружения и еще глубже?

Анатолий Храмов: Естественно, исследования были продолжены.

Был преодолен рубеж 450 м, проводились первые спуски на 500 м – правда, без тяжелых нагрузок.

Экипажи акванавтов, возглавляемые Александром Ватагиным и Леонидом Солодковым, протоптали тропинку к этой фантастической полукилометровой глубине.

К 1991 г. институт был готов к штурму 500 м "по-взрослому", с полной нагрузкой и работой акванавтов под водой в снаряжении.

Возглавить группу акванавтов-испытателей на этот спуск было предложено мне.

Результаты нашего экспериментального спуска и всей успешно выполненной прог­раммы исследований давали возможность утверждать, что человек способен не только покорить глубину 500 м, но и эффективно работать в этих экстремальных условиях.

К сожалению, реформирование армии, флота, да и всего государства внесло свои коррективы в планы по освоению океанских глубин.

СССР обладал уникальными спасательными подлодками "Ленок" 940‑го проекта. Они были оборудованы двумя сверхмалыми подлодками, способными эвакуировать экипажи аварийных субмарин с глубины до 500 м, и водолазным снаряжением для акванавтов, работающих методом длительного пребывания на глубинах до 300 м.

На подлодках есть отсеки-убежища, снабженные устройствами для выхода личного состава на поверхность. Обычно это центральный и концевые отсеки, куда может пристыковаться спасательный модуль.

Закрыть