Яндекс.Метрика
  • Олеся Гончарова

Петербургские детсады и школы обзаводятся партнерами

В этом году город планирует заключить 50 соглашений с инвесторами по развитию 80 социальных объектов. Объем внебюджетных инвестиций в социнфраструктуру растет, но форм для взаимодействия бизнеса и власти пока что немного, считают эксперты.

В этом году город планирует заключить 50 соглашений с инвесторами по развитию 80 социальных объектов. Объем внебюджетных инвестиций в социнфраструктуру растет, но форм для взаимодействия бизнеса и власти пока что немного, считают эксперты.

Дефицит мест в детских садах и школах в Петербурге, с учетом строящихся на конец лета объектов по региональным нормам градостроительного проектирования, составлял 72 тыс. и 208 тыс. мест соответственно, в поликлиниках – 65 тыс. посещений. С учетом активного жилищного строительства объем обязательств города по строительству социальной инфраструктуры в долгосрочной перспективе оценивается в сотни миллиардов рублей. Поэтому перед городом стоит задача внедрять эффективные механизмы создания таких объектов, активнее сотрудничать с бизнесом в этих вопросах. В Петербурге есть опыт выкупа построенных инвесторами объектов и безвозмездной их передачи от застройщиков.

Несколько путей

На сегодняшний день город применяет несколько механизмов реализации проектов социнфраструктуры за счет инвесторов. Основной из них – это соглашения между инвестором и Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга о проектировании и строительстве таких объектов с последующей их передачей в госсобственность.

Второй механизм – когда соцобъекты строятся при комплексном освоении территорий в рамках договоров аренды земли. Менее распространенный механизм – инвестусловия по договорам аренды земли.

Как отметили в Комитете по строительству (КС), в более редких случаях инвестор добровольно передает объект в адрес города, когда сам понимает необходимость создания социальной инфраструктуры.

Условия передачи объекта в собственность определяются индивидуально. Но льготы за построенные объекты социнфраструктуры инвестору не предоставляются.

В КС также добавили, что на данный момент схема государственно-частного партнерства при строительстве школ и детсадов не применяется, хотя у города есть такой опыт – данный механизм был реализован в 2014 г. при застройке квартала ЖК "Славянка" ГК "Балтрос".

Кстати, в октябре город объявил конкурс на концессию (одна из форм государственно-частного партнерства) по созданию поликлиники в микрорайоне Славянка. Но с объектами здравоохранения в плане привлечения инвестиций и партнерства города и бизнеса все проще – в таких проектах понятна доходная часть, на них легче "заработать".

Как работают соседи

Если сравнивать с опытом Ленобласти, то там с 2012 г. реализуется программа "Соцобъекты в обмен на налоги". Регионом заключено 28 соглашений с застройщиками: по ним до 2036 г. планируется построить 114 объектов, из которых 84 – это детсады почти на 15 тыс. мест и 30 школ на 24,6 тыс. мест. Это также позволяет контролировать стройки, а после процедуры выкупа соцобъекты передаются в собственность муниципального образования. Помимо выкупа, в рамках проектов комплексного освоения территорий здесь тоже есть объекты инфраструктуры, которые передаются муниципалитетам безвозмездно.

Время для практики

По словам Ирины Митиной, старшего юриста практики по инфраструктуре и ГЧП адвокатского бюро "Качкин и партнеры", международный опыт использования механизмов ГЧП обширен, однако в отличие от зарубежной практики наше законодательство пока не преду­сматривает такого широкого спектра форм партнерства государства и бизнеса. Хотя в последние годы и наметились положительные подвижки в правовом поле.

"Строительство соцобъектов в рамках комплексного освоения территории в России действительно, как правило, осуществляется застройщиками, – комментирует эксперт. – Возможен также механизм, в соответствии с которым земельный участок, предназначенный для больницы или школы, выделяется и безвозмездно передается в казну. Далее указанная земля предоставляется новому инвестору, например, на основании концессионного соглашения или соглашения о ГЧП".

По мнению Карины Чичкановой, партнера, главы российской практики ГЧП и инфраструктуры компании Dentons, так как в проектах по созданию социальной инфраструктуры оказание услуг населению предоставляется, как правило, государственными учреждениями, то наиболее подходящая форма для них – ГЧП или контракты жизненного цикла.

"Если говорить о проектах, где частный партнер готов взять на себя функции по эксплуатации объекта, то есть к оказанию услуг, то целесообразно выбирать между концессией и иными формами ГЧП", – добавляет эксперт.

Пока по таким схемам реализовано немного соцобъектов, но их число однозначно будет расти.

Закрыть