Яндекс.Метрика
  • Олеся Гончарова

Кто больше ест - Москва или Петербург

Средний чек в октябре в Петербурге существенно вырос, до 674 рублей. Значит ли это, что петербуржцы перед Новым годом перестали экономить, или это временное явление? В любом случае покупателям пока не до деликатесов.

Средний чек в октябре в Петербурге существенно вырос, до 674 рублей. Значит ли это, что петербуржцы перед Новым годом перестали экономить, или это временное явление? В любом случае покупателям пока не до деликатесов.

По данным исследовательской компании «Ромир», среднестатистический россиянин в октябре за один поход в магазин в среднем потратил 540 рублей. Это на 2% больше, чем в сентябре, однако меньше прошлого октября на 4,4% (тогда средний чек в России составлял 565 рублей).

Петербург, как и Северо-Запад в целом, показал существенный рост среднего чека – плюс 6,5 и 5,2% соответственно. Причем, по данным «Ромир», рост расходов в октябре отмечался практически во всех городах-миллионниках.

Стоит отметить, что средний чек в последнее время увеличивается в магазинах современной торговли – дискаунтерах, супермаркетах, гипермаркетах. Так, например, в октябре в гипермаркетах по России он вырос до 840 рублей (хотя до этого было снижение). Традиционная торговля, через прилавок, чувствует себя значительно хуже.

Стали оптимистичнее

Петербуржцы за один поход в магазин в октябре тратили в среднем 674 рубля (до этого, в сентябре, – 633). В «Ромир» отмечают, что такая сумма сопоставима с серединой 2014 г. Эксперты называют это «умеренным оптимизмом».

«К концу осени действительно наблюдается некоторое восстановление рынка, наметился и небольшой рост потребительского кредитования», – говорит Иван Федяков, генеральный директор аналитического агентства INFOLine.

Однако, по его словам, спад в рознице начался еще даже до введения санкций, весной 2013 г. Тогда розничная торговля продуктами стала уходить в минус, и, говоря о росте сейчас, нужно понимать, что сравнение идет с низкими показателями. Хотя очевидно, что перед новогодними праздниками, «задор» покупателей будет только расти – в ход пойдут не только конфеты и алкоголь.

Кто больше ест – Москва или мы?

За последние пару лет потребительские предпочтения петербуржцев изменились. Так, снизился спрос на фрешевую, свежую, продукцию – фрукты, фермерские продукты, различные продовольственные товары с приставками «эко-», «био-» и т. д. В то же время растет спрос на продукты длительного хранения – консервацию, бакалею и т. д.

Если посмотреть статистику по среднедушевому потреблению продуктов в Петербурге за 2014 и 2015 гг., то примерно на одном уровне остается потребление картофеля, сахара, растительного масла. А вот потребление молока и молочных продуктов на человека уменьшилось на 12,5 л, до 326,6 л. Меньше петербуржцы стали есть фруктов – в 2015 г. на человека приходилось 84 кг фруктов и ягод в год, а в 2014 г. – 92 кг. По остальным продуктам снижение не такое большое.

Кстати, если сравнивать Петербург и Москву, то в Северной столице потребляют больше молока и молочных продуктов, яиц, фруктов, овощей, картофеля и сахара.

Зато в Москве едят больше мяса, рыбы и хлеба. Так, если в Северной столице на душу населения в 2015 г. приходилось около 81 кг мяса, то в Москве – 91,5 кг.

Но рост цен дал о себе знать везде – как в Москве, так и в Петербурге и других городах России. Если среднедушевое потребление некоторых продуктов снизилось, то расходы на питание выросли.

В Петербурге потребительские расходы на одного члена семьи во втором квартале 2016 г., по данным Росстата, составляли около 24,6 тыс. рублей. Из них 28%, а это около 6,8 тыс., петербуржцы тратили на продукты.

Примерно треть семейных бюджетов уходит на непродовольственные товары, еще 31% – на оплату услуг. Москвичи на еду тратят больше – более 8,6 тыс. рублей из 27,5 тыс. Зато они чаще выбираются в кафе, чем петербуржцы (9,5% против 5%).

Магазинные маневры

Розничная торговля, конечно, реагирует на все эти изменения. Так, например, на полках сетевых магазинов растет доля товаров собственных торговых марок (СТМ) – это касается как продуктов, так и непродовольственных товаров.

Некоторые сети расширили ассортимент таких товаров – в продаже появляются подгузники, пена для бритья собственных торговых марок сетевиков и прочее. «У большинства сетей доля СТМ составляет 10%», – комментирует Иван Федяков.

Однако не все магазины пока нашли способ адаптироваться к экономической ситуации.

По словам Ивана Федякова, в плюсе сегодня находятся магазины шаговой доступности (магазины «у дома», предлагающие относительно низкие цены), а также гипермаркеты.

«Раньше для покупателя в приоритете было время, теперь деньги, сегодняшний покупатель может делать покупки в трех-пяти магазинах. В одном взять подешевле что‑то одно, в другом – другое», – говорит эксперт.

А вот супермаркеты (площадью от 1 тыс. м2, с более широким ассортиментом, чем магазин шаговой доступности, с ориентацией на сервис, а не на цены), наоборот, теряют своих клиентов, добавляет Иван Федяков.

Впрочем, перед Новым годом наплыва покупателей ждут везде.

Среднедушевое потребление продуктов в Петербурге за 2015 г.:

Хлебные продукты - 74,1 кг

Мясо и мясопродукты - 80,8 кг

Рыба и рыбопродукты - 16,8 кг

Молоко и молочные продукты 326,6 л

Яйца - 226 шт

Растительное масло и др. жиры - 8 кг

Фрукты и ягоды - 84,4 кг

Овощи и бахчевые - 114,1 кг

Картофель - 52,2 кг

Сахар - 28,6 кг

Закрыть