Ученые расшифровали язык муравьиных поцелуев

Постоянные поцелуи среди муравьев оказались не проявлением любвеобильности, а способом их общения. Целуясь, эти насекомые передают важную социальную информацию.

Выяснилось, что при поцелуе муравье обмениваются феромонами и выступают в качестве глашатаев - доносят приказы королевы до всех жителей колонии. Об этом говорится в статье в журнале eLife.

"Многие из нас считали, что трофаллаксис является всего лишь механизмом обмена пищей. Но оказалось, что подобные контакты происходят и в других контекстах, к примеру когда муравей встречается с сородичем после долгой изоляции. Поэтому мы проверили, есть ли какие-то "социальные" молекулы в жидкости, которой обмениваются муравьи", — объяснил исследователь из университета Лозанны Ричард Бентон.

Ученые давно задавались вопросом удивительной синхронизации муравьев, которые не имеют речи и других способов быстро обмениваться информацией.

Раньше ученые считали, что "поцелуи" или трофаллаксис - это всего лишь обмен пищей, но Бентон и его команда на основе наблюдений за жизнью колонии муравьев-древоточцев в южных штатах США пришли к иному выводу.

Исследователи отлавливали муравьев в момент "поцелуя", собирали их выделения и отправляли их на анализ. Оказалось, что в слюне содержался набор гормонов рост и вещество, стимулирующее рост личинок.

Оказалось, что добавление таких гормонов в пищу удваивает шансы личинок на выживание. То есть королева и взрослые муравьи могут управлять численностью населения в муравейнике. Для этого им надо контролировать концентрацию гормонов в еде для личинок.

"Наше исследование говорит о том, что трофаллаксис является своеобразной линией связи, которую муравьи используют для управления развитием их молодняка", — отмечают ученые.