Яндекс.Метрика

Грифоны с Банковского моста лишились крыльев

Первый этап демонтажа грифонов состоялся сегодня на Банковском мосту - со скульптур сняли крылья. Самих крылатых львов вывезут на реставрацию уже 16 января.

Первый этап демонтажа грифонов состоялся сегодня на Банковском мосту - со скульптур сняли крылья. Самих крылатых львов вывезут на реставрацию уже 16 января.

"Сегодня мы присутствуем при первом этапе демонтажа крылатых львов. Они простояли на этом месте 200 лет и никогда не покидали мост.  Уже в понедельник грифоны отправятся в реставрационную мастерскую", - сообщил председатель КГИОП Сергей Макаров.

Комплексную реставрацию скульптур грифонов финансирует Северо-Западный банк Сбербанка по личной инициативе председателя Дмитрия Курдюкова.

"Банковский мост – один из символов Санкт-Петербурга, поэтому мы не могли остаться в стороне", - отметил Дмитрий Курдюков.

Полный демонтаж скульптур пройдет в понедельник и начнется в полдень. Грифонов снимут с помощью подъемного крана и отвезут в мастерскую.

В связи с предстоящими работами до 17 января ограничено движение по набережной канала Грибоедова у Банковского моста, а также переход пешеходов через мост.

Работы проводятся ООО "РМ "НАСЛЕДИЕ" в соответствии с согласованной КГИОП документацией и выданным разрешением. В процессе реставраторам предстоит разработать меры по защите обновленных грифонов от вандалов.

В декабре было принято решение продолжить изучение скрытых под краской и грунтом исторических крепежных элементов.

"Мы учли мнение специалистов, которые призывают не торопиться, - отметил председатель КГИОП Сергей Макаров. – Если не будут найдены и разъединены все без исключения крепления, мы рискуем повредить крылатых львов в процессе демонтажа, который будет производиться подъемным краном".

Отметим, внутри грифонов находятся несущие конструкции моста, которые удерживают ванты и уходят в землю.  Движение и проседание грунта вызывает подвижки частей скульптур. В итоге значительно увеличиваются зазоры между швами.

После демонтажа скульптур будет проведено обследование элементов Банковского моста, который также нуждается в ремонте. Предполагается, что к Чемпионату мира по футболу грифоны вернутся на отреставрированный мост.

Установлено, что скульптуры состоят из пяти частей - двух половин и трех "вкладышей" (на передних лапах и груди), плинт – из двух. Пьедестал -  монолитный. Вес каждой скульптуры – 1,6 тонны.

Обнаружены головки и встречные гайки на стальных стержнях, которые стягивают половины и проходят сквозь фигуры. Шляпки и гайки расчеканены, что создает дополнительную сложность. В итоге для разборки резьбового соединения поперечного стержня потребовалось изготовление вручную специальных ключей.

Обнаружены шляпки винтов крепления крыльев: по пять штук на каждом крыле. Найдены и расчищены шляпки стальных болтов крепления.

Впервые за 200 лет полость скульптур обследована с помощью экспертной камеры.  Реставраторы говорят, что видно камни, монеты и записки – все находки можно будет изучить после демонтажа.

Скульптуры находятся в неудовлетворительном состоянии - на них сильные потертости и значительные утраты позолоты, вспучивания и утраты окрасочного слоя и грунта.

Кроме того, скульптуры сильно загрязнены, на постаментах – надписи аэрографом, пятна краски, биозагрязнения.

Как отметили в КГИОП, грифонов губит суеверие. На протяжении десятилетий в поисках удачи в учебе и бизнесе горожане и туристы трут позолоченные крылья грифонов и умудряются запихивать в их пасти и швы монеты и записки.

При этом грифоны призваны оберегать сокровища, недаром они были установлены у здания Ассигнационного банка (ныне - Санкт-Петербургского государственного экономического университета).

Пешеходный Банковский мост был построен в 1825 – 1826 гг. по проекту инженера Вильгельма фон Треттера. Он состоит из двух металлических цепей, подвесок и полотна. Для укрепления цепей, несущих мост, служат чугунные консоли, скрытые внутри четырех полых фигур грифонов.

Сидящие фигуры грифонов высотой 2,85 м. отлиты из чугуна по модели скульптора Павла Соколова в 1828 году на Александровском чугунолитейном заводе. Поверхность металла окрашена в оливковый цвет, имитирующий цвет патины. Крылья вычеканены из листовой меди и позолочены. Могучие изваяния с напряженной мускулатурой лап и шеи оттеняют легкость и изящество конструкций пролетной части.

Фонари моста, вырастающие из фигур грифонов, были восстановлены при реставрации 1951-1952 гг. в соответствии с проектом Треттера. Светильники, подвешенные на дугообразных кронштейнах, оформлены в виде усеченных стеклянных шаров с орнаментированной крышкой из бронзового сплава.

Закрыть