Яндекс.Метрика
  • Андрей Соколов

«Чапаев» с «Ленфильма»: быль и легенда

130 лет со дня рождения легендарного героя Гражданской войны Василия Ивановича Чапаева исполнилось в феврале. Своей славе он во многом обязан знаменитому фильму, который был снят о нем братьями Васильевыми в 1934 г. на ленинградской киностудии «Ленфильм».

130 лет со дня рождения легендарного героя Гражданской войны Василия Ивановича Чапаева исполнилось в феврале. Своей славе он во многом обязан знаменитому фильму, который был снят о нем братьями Васильевыми в 1934 г. на ленинградской киностудии «Ленфильм».

Василий Иванович родился в деревне Будайка Казанской губернии в русской крестьянской семье (предки Чапаевых жили здесь с давних времен). Окончил церковно-приходскую школу.

В семье Чапаевых были священники, и родители хотели, чтобы и Василий стал священнослужителем, но случилось иначе.

С началом войны Чапаев был призван на военную службу. Воевал на Юго-Западном фронте на Волыни и в Галиции. Был ранен. За проявленную храбрость был награжден Георгиевской медалью и солдатскими Георгиевскими крестами трех степеней.

Революцию Чапаев встретил в госпитале в Саратове, вступил в РСДРП. Был избран командиром 138-го пехотного запасного полка, стоявшего в Николаевске. Участвовал в походе против генерала Каледина, затем в походе Особой армии на Уральск. В дальнейшем участвовал в боях с чехословаками и Народной армией, у которых отбил Николаевск.

В сентябре 1918 г. Чапаев был назначен командиром 2‑й Николаевской дивизии. С ноября 1918-го по февраль 1919-го учился в академии Генерального штаба.

С мая 1919 г. – комбриг Особой Александрово-Гайской бригады, с июня – начальник 25‑й стрелковой дивизии, участвовавшей в Бугульминской и Белебеевской операциях против армии Колчака. Под руководством Чапаева эта дивизия заняла Уфу, а 11 июля – Уральск.

Погиб легендарный командир 5 сентября 1919 г. в результате глубокого рейда казачьего отряда, увенчавшегося неожиданным нападением на хорошо охраняемый и находившийся в глубоком тылу город Лбищенск (ныне село Чапаев Западно-Казахстанской области Казахстана), где находился штаб дивизии.

Книга и фильм

Легенда о Чапаеве возникла после выхода одноименного романа Дмитрия Фурманова, который служил комиссаром в его дивизии. Позднее по ее мотивам и был снят легендарный фильм, наверное, самый популярный фильм советской эпохи.

Его премьера состоялась в Ленинграде в кинотеатре «Титан», который тогда находился на Невском пр.

Однако ленинградским кинематографистам – коллегам режиссеров братьев Васильевых фильм на первом просмотре (еще до городской премьеры) категорически не понравился. Ничего хорошего не сказал про него после просмотра и тогдашний руководитель советского кино Шумяцкий.

Первым, кто понял, что это потрясающая картина, был поначалу один человек – Сталин.

В те времена фильмов снимали немного. И самым первым их смотрел, конечно, «лучший друг советских кинематографистов». От его мнения зависела не только судьба картины, но иногда и жизнь ее авторов.

Когда в специальном кинозале Кремля начался просмотр, то поначалу вождь мрачно молчал. Особенно после первой сцены, где было показано беспорядочное бегство красных. Шумяцкий от напряжения весь покрылся холодным потом. Однако после окончания просмотра Сталин одобрил ленту и даже похвалил кинематографистов. Он сразу понял, какую огромную пропагандистскую роль сможет сыграть эта картина. Сам вождь смотрел «Чапаева» 38 раз. Впрочем, это не помешало ему потом расстрелять верного Шумяцкого.

Чуть было не попал под топор репрессий даже блистательный исполнитель роли Чапаева Борис Бабочкин. В 1937 г. за ним постоянно ходил «хвост», актер со дня на день ожидал ареста, и у него дома уже стоял наготове чемоданчик с вещами. Однако пронесло…

Небывалый успех

Сталин как в воду глядел. «Чапаева» ждал в народе оглушительный успех, такой, какой не выпадал ни одному фильму в истории мирового кино. На него в СССР ходили строем под лозунгом: «Мы идем смотреть «Чапаева»!». В кинотеатре «Сатурн» картина шла каждый день 2 года подряд при переполненном зале. Фильм стал подлинно народным. Некоторые фразы из него сразу пошли в народ:

«Александр Македонский? Кто такой? Почему не знаю?»

«Тихо! Чапай думать будет!»

«Я сижу, чай пью – ты садись, чай пей!»

«Где должен быть командир? Впереди, на лихом коне!»

«Ранен?» – «Ранен, Василий Иванович!» – «Ну и дурак!»

Получил признание фильм и на международной арене. В 1935 г. в США его признали «лучшим фильмом на иностранном языке». Картина удостоилась Гран-при Всемирной парижской выставки, приза на кинофестивале в Венеции, а по итогам опроса киноведов в 1978 г. «Чапаев» вошел в сотню 100 лучших картин мирового кино.

Созданный в Ленинграде

Родился шедевр в Ленинграде на студии «Ленфильм». Сценарий под названием «Чапай» режиссеры Васильевы читали в первый раз дома у руководителя студии «Молодые мастера» Иллариона Певцова. Присутствовал и молодой кумир Александринки Борис Бабочкин.

Сценарий всем очень понравился, однако роль Чапаева поначалу предложили сыграть Николаю Баталову (дяде Алексея Баталова). Но тот наотрез отказался. Многим тогда казалось, что тема Гражданской войны уже навсегда исчерпала себя.

После этого пригласили забытого ныне Василия Ванина, но тот после первых проб не понравился режиссерам. Только после этого выбор остановили на Борисе Бабочкине, которого сперва прочили на роль Петьки. Во время премьеры фильма в «Титане» на афише даже не значилась его фамилия – в кино он был еще совершенно неизвестен.

Кстати, Васильевы, называвшие себя братьями, на самом деле ими вовсе не были. Сергей Васильевич был сыном белого офицера, а Георгий Николаевич находился на другой стороне баррикад – развозил из Смольного депеши. Когда они стали работать в кино, то так сроднились, что стали называть себя братьями, хотя были просто однофамильцами.

Красиво идут!

В основу сценария фильма была положена книга воспоминаний комиссара чапаевской дивизии Фурманова.

Однако многое пришлось переработать, а кое‑что просто потом придумали. Так, например, никогда не было знаменитой «психичес­кой атаки» каппелевцев, по поводу которой один из бойцов произнес в фильме «историческую» фразу:

«Красиво идут! Интеллигенция…»

Да и экранный образ Чапаева – лишь красивый миф. Сам партизанский командир, по воспоминаниям современников, был некрасивым и довольно неприятным человеком, совершенно не похожим на романтического экранного героя.

Не похож на экранного прототипа и «исторический» Петька. Ординарец Чапаева был на самом деле женат и жену постоянно возил с собой по всем фронтам. А потому никакого романтического романа с Анкой-пулеметчицей у него быть не могло.

Актер Кмит, блестяще сыгравший роль Петьки, потом не смог закрепить свой успех в кино. Он сделал пластическую операцию, выпрямив свой курносый нос. В результате полностью утратил обаяние, и режиссеры потеряли к нему интерес.

Создатели картины опасались, что трагический финал – гибель Чапаева – может не понравиться наверху, и потому сняли еще два варианта концовки. Одну – на родине Сталина в Гори. В ней показан яблоневый сад, в котором Анка играет с детьми. К ней подходит Петька уже в высоком военном чине. За кадром звучит голос Чапаева: «Война кончится, великолепная будет жизнь. Знаешь, какая будет жизнь? Помирать не надо!» Однако от оптимистического финала отказались, трагедия действовала сильнее…

Свидетельство популярности

Во время Великой Отечественной войны был выпущен агитационный плакат, на котором Чапаев звал бойцов в бой вместе с Суворовым. Подпись гласила: «Бьемся мы здорово, колем отчаянно, внуки Суворова, дети Чапаева!»

Последние годы, когда многие мифы Гражданской войны и революции рухнули, Чапаев и его верный ординарец Петька стали героями многочисленных анекдотов. Однако анекдоты «про Чапаева» – вовсе не девальвация образа знаменитого героя, а, наоборот, свидетельство неувядающей популярности фильма и его народного героя.

Илья Ильф и Евгений Петров писали: «Когда режиссер изготовлял дрянной фильм, где... благонамеренные герои совершали взвешенные на аптекарских весах положительные поступки... а зритель на этот фильм упорно не ходил, тогда и режиссер, и его директор поднимали ужасный крик: «Вот видите, не ходят на идеологические фильмы! А почему? Потому что зритель у нас невыдержанный, чуждый, ни черта не понимает в искусстве»… А вот у «Чапаева» почему‑то оказались замечательные зрители. Миллионы зрителей, вполне доросших, идеологически выдержанных, хорошо разбирающихся в искусстве, революционных в душе и советских во всех своих делах».

«Из рядов дивизии Чапаева вышло не менее полутора десятков одних только генералов (например, А. В. Беляков, М. С. Князев, С. А. Ков­пак, И. В. Панфилов, И. Е. Петров). Чапаевцы наряду с конармейцами образовывали свое­образное ветеранское землячество в рядах Красной армии, поддерживали связь и помогали друг другу», - говорит кандидат исторических наукАндрей Ганин.

Закрыть