Ученые объяснили, как зарождаются гигантские черные дыры

Группа исследователей из США, Финляндии и Великобритании установили, что гигантские черные дыры, масса которых составляет от миллионов до миллиардов солнечных масс, могут образовываться внутри протогалактик в условиях прекращения звездообразования.

В статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy, размещены результаты компьютерного моделирования. Они показывают, что для появления и роста сверхмассивных черных дыр необходимо, чтобы в протогалактике был дефицит молекулярного водорода (Н2), из которого образуются звезды. Процесс образования звёзд из газа на ранних этапах существования Вселенной не дал бы развиться сверхмассивным чёрным дырам, считают эксперты.

При этом ультрафиолетовое и рентгеновское излучение в соседних молодых галактиках могло расщеплять атомы газа вблизи некоторых чёрных дыр и не позволяло формироваться космическим объектам около них.

Благодаря этому вещество быстро сжималось в массивный объект — огромную чёрную дыру массой в миллиарды солнц.