Яндекс.Метрика

Ночь в петербургской подземке: кто бережет покой станций

Когда уходят последние поезда, станции метро не засыпают. Здесь начинается другая жизнь, скрытая от глаз пассажиров. Корреспонденты "ПД" спустились в подземку ночью, увидели, что происходит за закрытыми дверями, и познакомились с самыми настоящими подземными хранителями.

Когда уходят последние поезда, станции метро не засыпают. Здесь начинается другая жизнь, скрытая от глаз пассажиров. Корреспонденты "ПД" спустились в подземку ночью, увидели, что происходит за закрытыми дверями, и познакомились с самыми настоящими подземными хранителями.

В этом году станция метро "Гостиный двор" отметит 50‑й день рождения. Она – ровесница Службы тоннельных сооружений, без которой сегодня невозможно представить метрополитен.

Живой мрамор

Специалисты этой службы отвечают за то, чтобы вестибюли были чистыми, а тоннели – безопасными.

Эти люди работают только по ночам. Например, облицовщик-полировщик Любовь Никитчина уже 25 лет света белого не видела. Вместе с коллегами она приводит в порядок облицовочные плиты на станциях и, как никто другой, знает, сколько вреда наносят метрополитену вандалы.

По ее словам, мрамор – живой камень, он впитывает краску, которую хулиганы наносят на стены. Иногда их рисунки бывают настолько стойкими, что навсегда въедаются в стены, даже несмотря на современные материалы, которые сегодня используются в работе с мрамором.

"Сейчас закупается полировальный порошок, а раньше применяли окись хрома, соляную кислоту. Это очень вредно, у нас были специальные средства защиты", – вспоминает Любовь Никитчина.

Ручная работа

Ее коллега Светлана Петрякова работает по ночам уже 30 лет. Она рассказала: мрамор впитывает все, что витает в воздухе. "С годами он темнеет, мы снимаем верхний слой, и камень приобретает свою природную красоту", – поясняет сотрудница Службы тоннельных сооружений.

На самом деле это тяжелая ручная работа. На обработку каждой плиты уходит по нескольку часов. На станции "Гостиный двор" корреспонденты "ПД" понаблюдали за процессом. Сначала мраморные плиты промывают водой, затем с поверхности камня вручную счищают частицы пыли и грязи. Для этого используется абразивный камень. После этого по мрамору проходят специальной полировальной насадкой для болгарки, потом смывают все водой и протирают губкой. И тогда камень начинает сиять как новый.

"Это трудная, но благодарная работа, потому что видны ее результаты", – говорит Светлана Петрякова.

"Дино" в тоннеле

Другая работа идет в тоннеле. Это тоже зона ответственнос­ти Службы тоннельных сооружений.

Как только снимается напряжение с контактного рельса, в тоннель запускают подъемник "Дино".

По словам старшего мастера второй линии службы Антона Степанова, это устройство сильно облегчило жизнь работникам. С его помощью гораздо проще обследовать состояние всего тоннеля. Сейчас сотрудникам службы не нужно, как раньше, постоянно подниматься и спускаться по специальной лестнице. Теперь это доведено до автоматизма, им помогает "Дино".

В тоннеле могут найти самые разные дефекты, которые потом устраняют. Это позволяет значительно продлить срок службы конструкций.

Видео: "ПД" / В. Перминова

Закрыть