Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Как не потерять деньги, побывав в интернет-магазине

Роспотребнадзор бьет тревогу. По данным петербургского управления ведомства, количество жалоб на дистанционный вид торговли увеличилось в 5 раз. Как не обжечься, делая заказ в интернет-магазине?

Специалисты констатируют: проблема действительно на­зрела. Не случайно ежегодно отмечаемый весной Всемирный день прав потребителей прошел в этом году под девизом "Потребительские права в цифровую эпоху".

Рынок пошел в рост

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем рынка в России в 2016 г. вырос на 21% по сравнению с 2015 г. и составил 920 млрд рублей. А в этом году, прогнозируют эксперты, он превысит 1,1 трлн рублей.

Вместе с увеличением продаж, совершаемых дистанционно, растет и число претензий в адрес интернет-магазинов. Одни покупатели жалуются, что полученный ими товар не имеет ничего общего с тем, что был на картинке. Другие недовольны выросшей по пути его следования стоимостью. А третьи тем, что вообще не дождались заказа.

На что жалуются

По данным управления "К" МВД России, которое специализируется на борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации и Интернете, за год на обман при покупке через Интернет пожаловались более 9 тыс. человек. Но там считают, что это лишь небольшая часть айсберга, поскольку многие просто не знают, куда обращаться.

По словам заместителя руководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу Елены Смирновой, только за прошлый год к ним в ведомство поступило 1,5 тыс. таких жалоб.

"Чаще всего потребители жалуются на нарушение комплектности товара, его задержку или доставку в неоговоренное время, отсутствие или ложную информацию о наличии товара на складе, а также на увеличение цены на товар уже после того, как заказ сформирован", – сказала она. И привела ставший хрестоматийным пример, о котором "ПД"  уже писал: петербуржец вместо заказанного в интернет-магазине дорогого смартфона получил упакованный граненый стакан.

Елена Смирнова также объяснила, что добиться возврата своих денег или обменять товар покупателю в этом случае практически нереально, так как "Почта России" несет ответственность только за доставку посылки, но не за ее содержимое и, следовательно, денег не возвращает. А чтобы найти управу на продавца, нужно как минимум знать его юридический статус, адрес и телефон.

Найти сложно

По данным АКИТ, самыми популярными товарными категориями в интернет-торговле в 2016 г. были электроника, бытовая техника, одежда и обувь. Также актуальными оставались товары для автомобилей, парфюмерия, косметика и спорттовары. В этих категориях и регистрируется максимальное число нарушений.

Как пояснили в управлении "К" МВД России, большая часть владельцев нелегальных интернет-магазинов не зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Они продают свой товар только в социальных сетях, зачастую используя данные утерянного кем-то паспорта. Поэтому их так непросто вычислить и вернуть свои деньги. Старший инспектор центра организации применения административного законодательства регионального главка МВД России майор полиции Александр Попов поясняет, что преступников в этой сфере выявить сложно, так как они обладают колоссальными техническими возможностями. Кроме того, ситуация осложняется тем, что огромное количество сайтов зарегистрированы за рубежом и, следовательно, туда же осуществляется перевод денег.

Экстремизм клиентов?

Впрочем, некоторые сторонники интернет-торговли в свою очередь недовольны поведением покупателей и даже заявляют о так называемом потребительском экстремизме.

Например, президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров рассказал историю: житель Новосибирска заказал в московском интернет-магазине шесть одинаковых столов, а когда товар ему привезли, заявил, что ему нужен лишь один стол, а шесть он заказал, чтобы выбрать самый качественный. Пришлось магазину за собственный счет возвращать товар обратно в Москву. Такая ситуация не возникла бы, если бы покупатель вносил предоплату, уверен специалист.

Камень в огород покупателей бросают и другие сторонники онлайн-торговли. По их мнению, гражданам не хватает потребительской культуры и знаний. Они невнимательно читают информацию, заходят на фальшивые сайты и слишком легко расстаются с деньгами.

Распознать недобросовестных

Свои советы потребителям дает управление "К". Его сотрудники предупреждают: через Интернет вам могут предложить приобрести все что угодно, а распознать подделку при покупке через Сеть бывает сложно. Однако, соблюдая некоторые правила предосторожности, можно оградить себя от возможных неприятностей.

- Вас должны насторожить слишком низкая цена на товар, а также отсутствие фактического адреса или телефона продавца. Скорее всего, в таком случае вам предлагают приобрести подделку либо хотят присвоить ваши деньги.

- Не поленитесь позвонить продавцу и подробнее выяснить уже известные вам особенности товара, его технические характеристики и т. д. Заминки на другом конце провода или неверная информация, которую вам сообщили, должны стать поводом для отказа от покупки в данном интернет-магазине.

- Наведите справки о продавце, изучите отзывы о его работе и только после этого решайте, иметь ли дело с выбранным вами интернет-магазином.

- Пользуйтесь услугами курьерской доставки и оплачивайте стоимость товара по факту доставки.

Читайте отзывы

Присоединяется к этим рекомендациям и Роспотребнадзор. Особое внимание он советует обратить на отзывы тех, кто уже прибегал к услугам выбранного вами интернет-магазина. Солидные магазины обычно поддерживают на своих сайтах форумы с отзывами покупателей, не отфильтровывая, сохраняя объективность и не удаляя отрицательные мнения. Кстати, если отзывы сплошь восторженные, стоит насторожиться. Возможно, что негатив удаляется и просто не попадает на форум.

В Сети можно найти и специальные сайты-"отзывики". Читая мнения других покупателей, нужно прежде всего обращать внимание не только на оценку товара, но и на описание работы продавца – был ли доставлен товар в срок, легко ли было его вернуть.


Закрыть