Яндекс.Метрика
  • Анна Муравьева

Музей истории религии подготовит мигрантов к жизни в Петербурге

В Санкт-Петербурге стартовала работа по адаптации мигрантов музейными средствами. В ее основе - участие общин мигрантов в музейных образовательных проектах. Программы "Ты - в Петербурге! Город на перекрестке культур" - один из первых подобных проектов в России.

В Санкт-Петербурге стартовала работа по адаптации мигрантов музейными средствами. В ее основе - участие общин мигрантов в музейных образовательных проектах. Программы "Ты - в Петербурге! Город на перекрестке культур" - один из первых подобных проектов в России. Он ориентирован на семейную аудиторию (детей 9-15 лет и родителей ) и направлен на то, чтобы сформировать позитивное восприятие иной культуры, традиций, той среды, в которой мигранты оказались. Программа будет реализовываться на базе Государственного музея истории религии.

Существует мировой опыт взаимодействия музеев с мигрантами - совместных проектов, акций, выставок. И его необходимо направить на решение острых социальных задач, считает Татьяна Пчелянская, зам. директора Государственного музея религии.

"Впервые в музейном сообществе Петербурга мы обращаемся с разговорами о мигрантах не к коренным жителям, а к самим мигрантам. Впервые обращаемся к специфической аудитории, которая, может  быть, никогда не сталкивалась ни с музеем, ни с мегаполисом, к людям, которые находятся в состоянии кризиса: материального, бытового, психологического", - подчеркнула Татьяна Пчелянская.

В музее разработали систему занятий, методически обоснованный цикл, который позволит семьям мигрантов узнать о среде, в которой они будут существовать. Цикл состоит из четырех уроков, которые сопровождаются мастер-классами. Они должны объяснить, что общего между мигрантами и людьми, которые традиционно живут в России.  Одно из занятий будет посвящено истории ислама в России. Темой еще одного мероприятия станут различные религиозные праздники, которые отмечают народы России. Завершится цикл занятий автобусной поездкой по петербургским храмам, самым значимым для традиционных конфессий – мечеть, дацан, православный собор и т.д.

Сейчас в школах и детских садах Петербурга обучается почти 12500 детей из 47 стран мира. Это 3,8% от общего количества детей в городе. Чаще всего, это дети приезжих из Таджикистана, Казахстана, Украины, Молдавии и тд. 

В Петербурге с 2011 г. было издано 10600 учебников для изучения русского языка как неродного. "В каждом образовательном учреждении составлены воспитательные планы, которые сформированы исходя из того контингента, который есть в учреждении. Каких-либо ярких проблем по вопросам аттестации выпускников из числа детей мигрантов не наблюдаем",- отметила Юлия Ускова, инспектор отдела общего образования Комитета по образованию.

Как рассказал Мурод Усманов, руководитель Санкт-Петербургского общественного  объединения таджикистанцев "Аджам", согласно проведенным опросам, средний возраст таджикских мигрантов - 25 лет. Более 60% из них - жители северных районов. Северные таджики адаптированы к городским условиям и в большинстве своем работают на производстве. Около 80% северян приехали с семьями. Южане живут без семей, но с родственниками. Пятая часть мигрантов занята в торговле, 35% - разнорабочие, 6% - водители. 3 тыс руб – столько платит за съем жилья один мигрант. По мнению приезжих, адекватному общению им мешает языковой барьер: лишь 16% свободно владеют русским языком.  По данным опроса, 92% посылают деньги на родину. Около 16% мигрантов не возвращаются домой, предпочитая оставаться в России. При этом каждый второй планирует вернуться на родину, если ситуация в Таджикистане улучшится.

"Главной проблемой жизни в мегаполисе мигранты называют деятельность фирм-посредников, среди которых много недобросовестных контор, которые выдают фальшивые регистрации, патенты, документы и т.д.", - отметил  Мурод Усманов.

По словам председателя Духовного управления мусульман СПб и Северо-Западного региона РФ Равиля Панчееева, с проблемой адаптации сталкиваются не только взрослые приезжие, но и дети мигрантов. И без участия различных социальных институтов преодолеть  социально-культурную дистанцию и скорректировать поведение  мигрантов будет трудно. "Для приезжих школьников характерна большая религиозность, чем у местных жителей. Они чаще посещают религиозные учреждения и выполняют предписания. Отказ от религии воспринимается большинством мигрантов крайне негативно",- отметил он. По мнению Панчеева, необходимо тесное взаимодействие властей, общественности, школы, музейного сообщества и других общественных институтов, чтобы вытянуть детей из оппозиции "свои-чужие".

Закрыть