В истории сбитого Мефистофеля случился новый поворот
Активисты ищут пути вернуть дому с Мефистофелем его прежний облик. Петербургская компания, которая заявила инициативной группе о своей готовности помочь в восстановлении, свои планы скорректировала.
Теперь инициативной группе, которая занимается восстановлением сбитого горельефа, предстоит определиться не только с финансовым аспектом работ, но и с исполнителем. Как стало известно, компания, заявлявшая о своем волонтерском желании восстановить Мефистофеля, из проекта вышла.
Один из возможных путей восстановления утраченного горельефа – ускорение сроков капитального ремонта всего фасада здания на Лахтинской ул., 24. Возвращение элемента исторического здания возможно в рамках капитального ремонта зданий с привлечением средств господдержки. Сейчас по программе Фонда капремонта периодом ремонта фасадов дома по Лахтинской ул. значится 2021-2023 гг.
Сбитый демон
С дома архитектора Лишневского на Лахтинской ул. 26 августа 2015 . исчез горельеф Мефистофеля. Ситуация получила широкий резонанс. Городская общественность активно протестовала против акта вандализма, требуя восстановить памятник. А загадочно улыбающийся демон стал едва ли не символом борьбы за сохранение культурного наследия Петербурга.
В 2015 г. была составлена примерная смета восстановления фигуры. По предварительным оценкам в 2015 г., это могло обойтись в 7,2 млн рублей. И это приблизительная сумма на проектные работы, изготовление моделей, отливку фигуры, установку и так далее.
Наследие Лишневского
Любопытно, что дому на Лахтинской ул. повезло меньше остальных творений архитектора Александра Лишневского. С 1901 г. он работал в Петербурге и наследие оставил весьма обширное. "Особенность демона на Лахтинской ул., 24, в том, что это была, наверное, самая крупная скульптура в городе, в которой был воплощен демонический образ, фигура Мефистофеля. Она была выполнена высокохудожественно – возможно, из-за этого дом и пострадал. Был бы этот горельеф невзрачным, никто бы и внимания на него не обратил. По городу много "архитектурных" чертейразного вида, но никтоих не трогает", - отметил кандидат исторических наук, краевед Александр Чепель.
Всем остальным домам, которые построил Лишневский, удалось сохранить свой облик без потерь. Единственное исключение – собственный дом Лишневского на Зверинской ул., 27. Погибло здание не от злого умысла. Во время революционных событий 1916-1918 гг. в нем случился пожар и его вынуждены были разобрать. "Сведений о том, чтобы здания архитектора Лишневского ломали из-за использования образов, кого-то пугающих или устрашающих, нет, – отмечает Александр Чепель. – Средневековая скульптура, инфернальные, потусторонние образы были характерны для творчества Лишневского того периода".
Образы чудовищ есть на еще одном знаменитом творении Лишневского – Доме городских учреждений. Его фасад выполнен в готическом стиле, поэтому и декор у него соответствующий – это и орущие маски демонов, и человекоподобные летучие мыши, и прочее.
Александр Лишневский стремился вписать здание в уже существующую городскую среду. Так появился проект дома в неорусском стиле по адресу: Чкаловский пр., 31. Рядом находилась церковь Алексия Человека Божия, и архитектор попытался сохранить стиль места. По мнению специалистов, для начала XX в. было редкостью, чтобы архитектор оглядывался на окружение и пытался создавать ансамбль. В большинстве своем строили индивидуально.
В советские годы церковь переоборудовали под заводской цех. Сегодня именно дом напоминает о том, в каком стиле она была построена.
Большинству домов Лишневского удалось без потерь пережить век бурной российской истории. Выстоят ли они век XXI – ответ, как показала практика, совсем не однозначный.