Яндекс.Метрика
  • Анна Муравьева

В истории сбитого Мефистофеля случился новый поворот

Активисты ищут пути вернуть дому с Мефистофелем его прежний облик. Петербургская компания, которая ­заявила инициативной группе о своей готовности помочь в восстановлении, свои планы скорректировала.

Активисты ищут пути вернуть дому с Мефистофелем его прежний облик. Петербургская компания, которая ­заявила инициативной группе о своей готовности помочь в восстановлении, свои планы скорректировала.

Теперь инициативной группе, которая занимается восстановлением сбитого горельефа, предстоит определиться не только с финансовым аспектом работ, но и с исполнителем. Как стало известно, компания, заявлявшая о своем волонтерском желании восстановить Мефистофеля, из проекта вышла.

Один из возможных путей восстановления утраченного горельефа – ускорение сроков капитального ремонта всего фасада здания на Лахтинской ул., 24. Возвращение элемента исторического здания возможно в рамках капитального ремонта зданий с привлечением средств господдержки. Сейчас по прог­рамме Фонда капремонта периодом ремонта фасадов дома по Лахтинской ул. значится 2021-2023 гг.

Сбитый демон

С дома архитектора Лишневского на Лахтинской ул. 26 августа 2015 . исчез горельеф Мефистофеля. Ситуация получила широкий резонанс. Городская общественность активно протестовала против акта вандализма, требуя восстановить памятник. А загадочно улыбающийся демон стал едва ли не символом борьбы за сохранение культурного наследия Петербурга.

В 2015 г. была составлена примерная смета восстановления фигуры. По предварительным оценкам в 2015 г., это могло обойтись в 7,2 млн рублей. И это приблизительная сумма на проектные работы, изготовление моделей, отливку фигуры, установку и так далее.

Наследие Лишневского

Любопытно, что дому на Лахтинской ул. повезло меньше остальных творений архитектора Александра Лишневского. С 1901 г. он работал в Петербурге и наследие оставил весьма обширное. "Особенность демона на Лахтинской ул., 24, в том, что это была, наверное, самая крупная скульп­тура в городе, в которой был воплощен демонический образ, фигура Мефистофеля. Она была выполнена высоко­художественно – возможно, из-за этого дом и пострадал. Был бы этот горельеф невзрачным, никто бы и внимания на него не обратил. По городу много "архитектурных" чертейразного вида, но никтоих не трогает", - отметил кандидат исторических наук, краевед Александр Чепель. 

Всем остальным домам, которые построил Лишневский, удалось сохранить свой облик без потерь. Единственное исключение – собственный дом Лишневского на Зверинской ул., 27. Погибло здание не от злого умысла. Во время революционных событий 1916-1918 гг. в нем случился пожар и его вынуждены были разобрать. "Сведений о том, чтобы здания архитектора Лишневского ломали из-за использования образов, кого-то пугающих или устрашающих, нет, – отмечает Александр Чепель. – Средневековая скульптура, инфернальные, потусторонние образы были характерны для творчества Лишневского того периода".

Образы чудовищ есть на еще одном знаменитом творении Лишневского – Доме городских учреждений. Его фасад выполнен в готичес­ком стиле, поэтому и декор у него соответствующий – это и орущие маски демонов, и человекоподобные летучие мыши, и прочее.

Александр Лишневский стремился вписать здание в уже существующую городскую среду. Так появился проект дома в нео­русском стиле по адресу: Чкаловский пр., 31. Рядом находилась церковь Алексия Человека Божия, и архитектор попытался сохранить стиль места. По мнению специалис­тов, для начала XX в. было редкостью, чтобы архитектор оглядывался на окружение и пытался создавать ансамбль. В большинстве своем строили индивидуально.

В советские годы церковь переоборудовали под заводской цех. Сегодня именно дом напоминает о том, в каком стиле она была построена.

Большинству домов Лишневского удалось без потерь пережить век бурной российской истории. Выстоят ли они век XXI – ответ, как показала практика, совсем не одно­значный.

Закрыть