Татьяна Протасенко,

социолог:

Социологи из года в год замеряют "уровень сытости" граждан, равно как и их возможность в разные времена "прикрыть наготу". Оказалось, что никакие кризисы пока не способны сбить горожан с позитивного настроя.

Для сравнения заметим, что в конце 2005 г., когда экономика стабильно росла, 65% петербуржцев были удовлетворены, а 27% не удовлетворены своим питанием. Самый высокий процент "сытости" зафиксирован в 2010 г., когда более 75% опрошенных были довольны своим рационом, а недовольных насчитывалось лишь 20%.

Интересно, что в 2014 г., когда уже грянул кризис, недовольных своим питанием стало еще меньше – всего 14%. А сейчас, несмотря на все видимые сложности, процент "сытых" все еще высок – 73%, да и "голодных" стало не намного больше – 18%. То есть недовольных питанием в разгар кризиса куда меньше, чем в "жирные" годы. Объяснение одно: люди стали легче адаптироваться к меняющейся обстановке, шире используя разные социальные инструменты вроде скидок и акций. Есть, правда, жалобы на то, что на покупку продуктов уходит больше времени, да и качество их (при прежней цене) стало ниже. Эта проб­лема по уровню остроты вышла на 10‑е место, хотя еще недавно находилась в третьей десятке антирейтинга.

Уровень опасений связан с уровнем доходов: состоятельных людей это почти не тревожит, среди бедных только 40% считают свое питание достаточным, а 50% им недовольны. Тут еще срабатывает принцип "время – деньги": есть у тебя досуг искать дешевые продукты – ты в выигрыше, а нет на это времени – открывай кошелек шире.

Другой важный показатель уровня жизни – возможность человека одеваться, как он хочет. В этом плане сегодня люди в известной степени "наелись". Острого интереса к одежде не отмечается, потребительский ажиотаж и брендомания заметно спали. В 2005 г. только каждый третий говорил, что у него есть деньги, чтобы одеваться, как хочется. Сейчас число таких счастливцев выросло до 50%, а тех, кто не может себе такого позволить, становится все меньше (с 2005 г. этот показатель упал с 57 до 38%).

Истинной проблемой этот вопрос остается для мало­обеспеченных граждан: среди них сегодня только каждый десятый может купить одеж­ду по вкусу, а 70% этого лишены. При этом более 60% людей из среднего класса таких забот не имеют, и только 25% желают большего. Для кризисных времен, прямо скажем, показатели не критические.

2017-04-21T13:03:00+03:00
Не кризисом единым

социолог:

Читать далее

Социологи из года в год замеряют "уровень сытости" граждан, равно как и их возможность в разные времена "прикрыть наготу". Оказалось, что никакие кризисы пока не способны сбить горожан с позитивного настроя.

Для сравнения заметим, что в конце 2005 г., когда экономика стабильно росла, 65% петербуржцев были удовлетворены, а 27% не удовлетворены своим питанием. Самый высокий процент "сытости" зафиксирован в 2010 г., когда более 75% опрошенных были довольны своим рационом, а недовольных насчитывалось лишь 20%.

Интересно, что в 2014 г., когда уже грянул кризис, недовольных своим питанием стало еще меньше – всего 14%. А сейчас, несмотря на все видимые сложности, процент "сытых" все еще высок – 73%, да и "голодных" стало не намного больше – 18%. То есть недовольных питанием в разгар кризиса куда меньше, чем в "жирные" годы. Объяснение одно: люди стали легче адаптироваться к меняющейся обстановке, шире используя разные социальные инструменты вроде скидок и акций. Есть, правда, жалобы на то, что на покупку продуктов уходит больше времени, да и качество их (при прежней цене) стало ниже. Эта проб­лема по уровню остроты вышла на 10‑е место, хотя еще недавно находилась в третьей десятке антирейтинга.

Уровень опасений связан с уровнем доходов: состоятельных людей это почти не тревожит, среди бедных только 40% считают свое питание достаточным, а 50% им недовольны. Тут еще срабатывает принцип "время – деньги": есть у тебя досуг искать дешевые продукты – ты в выигрыше, а нет на это времени – открывай кошелек шире.

Другой важный показатель уровня жизни – возможность человека одеваться, как он хочет. В этом плане сегодня люди в известной степени "наелись". Острого интереса к одежде не отмечается, потребительский ажиотаж и брендомания заметно спали. В 2005 г. только каждый третий говорил, что у него есть деньги, чтобы одеваться, как хочется. Сейчас число таких счастливцев выросло до 50%, а тех, кто не может себе такого позволить, становится все меньше (с 2005 г. этот показатель упал с 57 до 38%).

Истинной проблемой этот вопрос остается для мало­обеспеченных граждан: среди них сегодня только каждый десятый может купить одеж­ду по вкусу, а 70% этого лишены. При этом более 60% людей из среднего класса таких забот не имеют, и только 25% желают большего. Для кризисных времен, прямо скажем, показатели не критические.

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 

Новости в сети

Новости

Новости в сети

Новости в сети

Социальные сети