Яндекс.Метрика
  • Ольга Лошкарева, журналист Upstudy.ru

Детский психолог Виктория Корпачева: детсад дисциплинирует

У современных родителей есть выбор: отдать ребенка в детсад и погрузиться в свои дела или водить только на развивающие занятия. Свои плюсы и минусы есть в обоих вариантах. Главное – опираться прежде всего на потребности ребенка. О том, кому, когда и как лучше начинать ходить в детсад и развивающий центр, рассказывает детский клинический психолог, педагог раннего развития Виктория Корпачева.

У современных родителей есть выбор: отдать ребенка в детсад и погрузиться в свои дела или водить только на развивающие занятия. Свои плюсы и минусы есть в обоих вариантах. Главное – опираться прежде всего на потребности ребенка. О том, кому, когда и как лучше начинать ходить в детсад и развивающий центр, рассказывает детский клинический психолог, педагог раннего развития Виктория Корпачева.

Какие главные плюсы и минусы детских садов и развивающих центров?

Детсад дисциплинирует, учит самостоятельности и снижает эгоцентризм. Здесь, как правило, работают квалифицированные педагоги. В то же время это 5 рабочих дней без родителей, большие группы и, как следствие, минимальный индивидуальный подход.

Развивающие центры гарантируют индивидуальный подход, разнообразные занятия в небольшой группе на непродолжительное время. Однако далеко не всегда квалификация педагогов соответствует требованиям. Кроме того, чрезмерный уклон на интеллектуальное развитие детей до 3,5 года, который порой практикуют такие центры, может на­вредить развитию психики ребенка. Не принесут пользы детям старше 3 лет и группы с мамами.

До какого возраста ребенка родителям можно не думать ни о детсадах, ни о развивашках?

Ребенок до 3 лет больше всего нуждается в родителях, особенно в маме. Игровая деятельность в этот период еще полностью не сформирована, и потребности в общении с другими детьми малыши не испытывают. Посещение детского сада я рекомендовала бы после 2,5‑3 лет. В этот период ребенок становится готов к социальной жизни. Группы развивающих занятий сейчас есть и для 6‑месячных, и для годовалых детей. Но как детский психолог могу сказать: ходить на такие занятия оптимально не ранее 1,5 года и только в формате занятий "мама плюс малыш".

К чему должны быть готовы родители, отдавая маленького ребенка на полный день в детский сад?

У малыша, который попал в детсад в 1,5 года, еще недостаточно развиты самоконтроль, навыки самообслуживания. Ребенок эмоционально неустойчив, и целый день без мамы, с другими детьми и чужими взрослыми для него – большой стресс.

Последствия стресса могут быть разные: неврологические реакции, нарушение сна и аппетита, истерики, нервное перевозбуждение, повышенная агрессия.

Может ли развивающий центр для такого ребенка стать альтернативой детсаду?

Конечно, но в 1,5 года развивающие занятия могут проходить и дома, с мамой. Если же она устала постоянно сидеть в квартире – развивающий центр вполне подойдет. Желательно выбрать малочисленные группы (четыре-пять малышей). Занятия должны быть направлены на развитие мелкой моторики, координации, восприятия (цвет, форма, предметы). Развитие речи можно начинать через картинки, озвучивание предметов и явлений, книги, стихи, песни.

Как понять, что пора в детский сад, ведь все дети разные?

Малыш активно тянется к другим детям на площадке, начинает играть в сюжетно-ролевые игры, стремится все делать самостоятельно, без вашей помощи. Все это означает, что ребенок готов к социуму. Если же ему 2,5‑3 года, но он робкий, замкнутый, сторонится детей, то на первом этапе развивающие занятия помогут социализироваться. Именно навык общения, умение рассказать о своих потребностях и мыслях, познакомиться, постоять за себя – необходимые факторы успешной адаптации ребенка в детском саду.

Какие развивающие занятия и с какой периодичностью принесут наибольшую пользу?

Желательно 2 раза в неделю посещать одну группу общеразвивающих занятий. Дополнительно можно 1‑2 раза в неделю ходить на занятия музыкальные, художественные или связанные с развитием мелкой моторики (конструирование, лепка, аппликация). При выборе дополнительных занятий нужно исходить из интересов и талантов ребенка. Важно помнить: в день ребенок до 6 лет может быть загружен занятиями не более чем на 2‑3 часа. У него обязательно должны быть два официальных выходных, время для семьи, друзей и игр.

Бывает ли, что посещение детсада или развивающих занятий вредит ребенку?

Да, такое возможно. Если после занятий ребенок на несколько дней становится грустным, возбужденным, агрессивным – это повод задуматься и попытаться найти причину. Возможно, придется сменить развивающий центр. Сменить садик, конечно, сложнее. Как детский психолог я убеждена, что там многое зависит от воспитателя. Если вам удастся решить все волнующие вопросы с ним, то ребенок сможет дальше ходить в этот сад. Если же становится очевидным, что ребенок получает больше вреда, чем пользы, это повод сменить либо группу, либо садик.

Можно ли вообще прожить без детсадов и развивающих центров, если родители могут себе это позволить?

Прожить, конечно, можно. Если кто‑то из родителей или бабушка с дедушкой могут быть с ребенком – это прекрасно. Но быть с ребенком дома до школы – не значит дать ему планшет, включить телевизор и уйти заниматься своими делами в кухню. Если ребенок не ходит в детский сад, воспитательные и образовательные функции ложатся на плечи родителей. С ребенком надо также заниматься по 1‑2 часа в день. И самое важное: ему необходимо общение со сверстниками! Обязательно водите его на детскую площадку, в гости к другим детям.

Полезно посещать спортивные секции, творческие кружки – это поможет научиться жить в коллективе. Социальные навыки – самые важные: их необходимо приобрести до школы, чтобы потом не столкнуться с психологическими проблемами.

Закрыть