Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Музыкант Сергей Стадлер: талант - это то, что человек получил от Бога

Двадцатого мая выдающемуся музыканту, художественному руководителю «Петербург-концерта» и главному дирижеру симфонического оркестра Санкт-Петербурга, народному артисту России Сергею Стадлеру исполняется 55 лет. Что такое, на взгляд маэстро, талант, как добиться успеха в искусстве и как он отметит свой юбилей, Сергей Валентинович рассказал в эксклюзивном интервью «ПД».

Двадцатого мая выдающемуся музыканту, художественному руководителю «Петербург-концерта» и главному дирижеру симфонического оркестра Санкт-Петербурга, народному артисту России Сергею Стадлеру исполняется 55 лет. Что такое, на взгляд маэстро, талант, как добиться успеха в искусстве и как он отметит свой юбилей, Сергей Валентинович рассказал в эксклюзивном интервью «ПД».

"Петербургский дневник": Сергей Валентинович, завтра­ вам исполнится 55 лет. Как ощущаете себя в преддверии круглой даты?

Сергей Стадлер: Не считаю, что это эпохальное событие. Я еще не поднялся до таких высот, чтобы оглядываться назад и подводить итоги. Скорее, это прос­то хороший повод отметить свой день рождения и сыграть концерт. Который, кстати, я воспринимаю не как некий рубеж, а как самое обыкновенное выступление. Я прос­то люблю играть в свой день рождения.

"Петербургский дневник": Вы из музыкальной семьи и начали выступать очень рано, еще в школьном возрасте. Как вы относитесь к тому, что на сцену сегодня выходят все больше и больше юных звездочек? Может быть, действительно правы те, кто говорит, что все дети талантливы?

Сергей Стадлер: Нет, не все дети талантливы, как бы обидно для некоторых родителей это ни звучало. У всех разный старт и, конечно, разный финиш. И я считаю, что родители должны это понимать, потому что одна из их главных обязанностей – разглядеть талант ребенка. Причем не тот, который они хотят увидеть ради того, чтобы их ребенок воплотил в жизнь то, что им не удалось сделать. А тот, к которому у него действительно есть призвание.

Бывает, что у талантливых в музыке людей дети очень часто к ней совсем не предназначены. Между тем начинать заниматься, к примеру, игрой на скрипке надо с 5 лет. Соответственно, решение за ребенка в этом случае принимают родители. Но они должны понимать, что и ответственность в данном случае тоже лежит на них. Ведь может получиться так, что человек всю жизнь проживет в том мире, где ему неинтересно, некомфортно.

"Петербургский дневник": И из него никогда не выйдет великий музыкант, так?

Сергей Стадлер: Музыкант, может, и выйдет, но не великий. В наше время мы живем в эпоху потрясающих бездарностей. Такой в художественном смысле эпохи расцвета людей, которые не талантливы, еще не было.

"Петербургский дневник": Тогда что такое, на ваш взгляд, талант?

Сергей Стадлер: Под словом талант я подразумеваю то, что человек получил от Бога. Не то, что он готов трудиться, съесть вагон земли, чтобы вскарабкаться, например, на дирижерское место. А то, к чему человек предназначен от рождения. Именно поэтому тема родителей так важна.

Я считаю, что человеку, который в искусстве, в музыке, концерты важны только как учебный процесс. То есть ребенку обязательно надо играть, надо стоять на сцене, и с определенного момента чем больше, тем лучше, но в целях совершенствования того, что ты делаешь. А когда ребенок везде и всегда играет романс Шостаковича из кинофильма «Овод» – это уже эксплуатация детского труда. Он тратит на это время и никак не развивается, что в конечном итоге приводит к печальным последствиям. Это золотое время, которое ничем не восстанавливается, если оно потеряно для становления как артиста. Да и психика детская может не выдержать.

"Петербургский дневник": А как же суперпопулярный проект «Голос. Дети»?

Сергей Стадлер: Детский «Голос» меня смущает. Не хочется думать, что будет с этими ребятами дальше. Хотя в целом конкурсы нужны. Для артиста это определенный рубеж, проверка характера. Да и современная концертная жизнь движется так, что конкурс – самый честный путь на большую концертную эстраду.

При этом надо четко отдавать себе отчет в том, что успешными бывают единицы. Добиться успеха может только тот человек, который не может этого не делать. Помните знаменитый вопрос Леонарду Бернстайну? Как‑то однажды его спросили: «Маэстро, мне нужно становиться музыкантом?» Он ответил: «Нет». – «Почему?» – удивился его визави. «Потому что, если бы вам это было надо, вы бы спросили иначе», – ответил он.

Музыкантом нужно становиться только в том случае, если ты не можешь им не стать.

Скрипка – очень тяжелая профессия, требующая огромных затрат и невероятно оторванная от реальной жизни. Только тот, кто не может без этого жить, и должен идти в музыканты.

"Петербургский дневник": В свой юбилей вы дадите два концерта. Что услышат петербургские зрители?

Сергей Стадлер: Так получилось, что мы будем играть в двух самых ценных для меня местах в Петербурге – в Большом зале Филармонии и Эрмитаже. Девятнадцатого мая в одном из самых красивейших залов мира – Большом зале Филармонии – мы играем цыганско-венгерский концерт «Мадьярская скрипка». Это очень серьезный пласт музыки, сильно повлиявший на скрипичную культуру вообще. В Петербурге эту программу мы еще не исполняли. Там будут такие знаменитые пьесы на эту тему, как рапсодия «Цыганка» Равеля, «Цыганские напевы» Сарасате, пьеса Листа «Три цыгана», которую практически никто не исполняет, «Румынские танцы» Бартока, «Венгерский танец» из балета «Раймонда» Глазунова, «Цыганский танец» из музыки балета «Каменный цветок» Прокофьева, «Чардаш» Рубинштейна из балета «Виноградная лоза» и, конечно, Брамс, Легар, Чайковский, Штраус, а также венгерско-румынские композиторы.

"Петербургский дневник": А какой будет программа 20 мая?

Сергей Стадлер: В сопровождении симфонического оркестра Санкт-Петербурга мы сыграем знаменитый цикл концертов «Времена года» Антонио Вивальди. Думаю, что это выдающееся сочинение, которое мы исполним в Большом итальянском просвете Государственного Эрмитажа, прозвучит по‑особому.

Для меня Эрмитаж вообще первый музей в мире. Здесь в отличие, к примеру, от Лувра сохранились интерьеры. А в том зале, где мы будем выступать, на стенах висят шедевры великих итальянских мастеров, созданные примерно в это же время, в XVII‑XVIII столетиях. И это создает особую атмо­сферу. Не случайно концерты в музее пользуются такой популярностью.

"Петербургский дневник": Еще один концерт «Музыка войны и победы», ставший для вас уже традиционным, состоится 22 июня.

Сергей Стадлер: Да, в этот день на площади Нарышкина бастиона, расположенного на территории Петропавловской крепости, уже в четвертый раз прозвучат знаменитые музыкальные сочинения русских композиторов. Они были написаны в честь разных событий и по разным поводам, но все они рассказывают о героизме и воинской доблести, воспевают ратный подвиг.

Однако это будет не мрачный, а, скорее, серьезный, строгий концерт, посвященный российской армии, ее солдатам и офицерам, нашим победам. Это важно для нашей страны, и особенно для Ленинграда, пережившего блокаду, для каждой семьи. Мы сыграем «Славянский марш» Чайковского, «Гимн Великому городу» Глиэра, «Памяти героев Сталинграда» Шостаковича, «Вокализ» Рахманинова.

Кроме того, к 100‑летнему юбилею революции мы исполним фрагменты из 12-й симфонии Шостаковича («1917 год») и «Кантату к 20‑летию Октября» Прокофьева.

"Петербургский дневник": Сергей Валентинович, вы играете на уникальной скрипке.

Сергей Стадлер: Да, это Гваданьини 1782 г. Подробной истории инструмента я не знаю, известно только, что в XIX в. она была в России, а после революции ее вывезли в Чикаго. Так что это второе возвращение скрипки в нашу страну. Она обладает ярким характером и сильной эмоциональностью.

"Петербургский дневник": Вы были первым музыкантом, который в живом концерте играл на легендарной скрипке, принадлежавшей великому Паганини. Сегодня этот инструмент хранится в Генуе в мэрии в палаццо Турси (Паганини сам завещал ее своему родному городу) и нечасто покидает его пределы. Вы были удостоены части дважды сыграть на этой скрипке, после чего академик Дмитрий Лихачев назвал вас «русским Паганини».

Сергей Стадлер: Я сам этого не слышал, но Лихачев это сказал при большом количестве камер и журналистов в антракте концерта, когда скрипка Паганини первый раз приехала в Эрмитаж (Сергей Стадлер был организатором фестиваля «Скрипка Паганини в Эрмитаже». – М. А.). Мне дважды довелось играть на самой знаменитой скрипке мира, сделанной руками мастера Гварнери. Это было большое событие, поскольку это легендарный инструмент.

"Петербургский дневник": Сергей Валентинович, а что нужно, чтобы стать Стадлером?

Сергей Стадлер: Я делаю то, что должен. Но по своей природе я занят вторичной профессией – более-менее хорошо играю то, что написали большие композиторы. Такая профессия – я доволен. Оглядываясь назад, могу сказать, что многое удалось сделать, но хочется сделать еще больше.

Сергей Стадлер родился 20 мая 1962 г. в Ленинграде в семье музыкантов. С 5 лет начал заниматься на рояле со своей матерью пианисткой Маргаритой Панковой, затем на скрипке с отцом музыкантом Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии Валентином Стадлером. Окончил среднюю школу при Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Затем – Ленинградскую консерваторию и аспирантуру при Московской консерватории. Лауреат многих международных конкурсов, в том числе обладатель первой премии Конкурса им. П. И. Чайковского (Москва, 1982 г.). В дирижерской деятельности отдает предпочтение крупным симфоническим произведениям и опере. Записал более 50 компакт-дисков.

Закрыть