Яндекс.Метрика
  • Вадим Пугач

Петербургский поэт Вячеслав Лейкин отмечает 80-летний юбилей

Вячеслав Лейкин – известный петербургский поэт, автор замечательных стихотворных сборников – отмечает 80-летний юбилей.

Вячеслав Лейкин – известный петербургский поэт, автор замечательных стихотворных сборников – отмечает 80-летний юбилей.

*  *  * 

Что вы скажете мне обо мне?

Как я выгляжу, двигаюсь, пахну,

Как над злаком души своей 

чахну,

Как мычу и потею во сне,

Как, дойдя до зловещей черты

Бесконечнобезвыходнолетья,

Начинаю вот именно тлеть я,

Суекрылый заложник тщеты.

Неба нету. Повсюду зима.

За окном то трепещет, 

то гнется.

Время вышло и вряд ли

вернется,

И в суставы вошла сулема.

Это значит – пора упрощать,

Обращать упованье в говенье,

То есть чем бесконечней

мгновенье,

Тем единственней способ

прощать,

То есть жить, то есть верить

и ждать, 

Становиться навязчиво вещим.

Благо поводов сплошь,

то есть есть чем

Непонятно кого утруждать.

«Кто там с горних зудит 

на трубе?» –

Вдруг спросить в изумленье

игривом

И прибавить с тревожным

надрывом:

«Что ты скажешь себе о себе?»

БЛЮЗ

Один чудак к сорока годам

Решил, что всему конец.

Он понял вдруг к сорока годам,

Что полный всему конец.

И тут же, спугнув с постели

мадам,

Явился к нему гонец.

«Ты прав, старина, – он сказал

чудаку, –

Плохи твои дела».

Трубу расчехлив, он сказал

чудаку:

«Исчезнешь – и все дела.

Мужское ли дело считать ку-ку

И тупо грызть удила».

«Ты слишком был верен своей

судьбе,

А она что ни день дурит.

И смерть – не судьба, а прокол

в судьбе,

Когда она, тварь, дурит.

Как если бы на голову тебе

Рухнул метеорит».

«Так стоит ли ждать, играть

в поддавки, –

Сказал чудаку гонец, –

Ведь сколь ты ни целься, всё –

поддавки

И жмурки, – сказал гонец, –

И ежели яд тебе не с руки,

То вполне подойдет свинец».

«Ты слишком часто платил по

счетам

И слишком терпел скотов.

Так вот, – чем платить

по чужим счетам,

Чем быть своим у скотов,

Откупорил перстень,

– и ты уже там,

Плюмбум – и ты готов».

«Глаза затекли и дырка в боку –

И ты перестал грустить.

Вчера еще спал на этом боку, –

Шарах! – и нечем грустить.

Ну бывай, – сказал гонец чудаку, –

Мне троих еще навестить».

И вдруг он завял и крыльями вдруг

Поник, что твой марабу.

И пошел, спотыкаясь о землю

вдруг,

Сутулый, как марабу.

А Господь незримо стоял вокруг,

Ладони прижав ко лбу.

Именитый юбиляр

Вячеслав Лейкин – широко известный в Петербурге писатель, мэтр сегодняшней петербургской поэзии, автор замечательных сборников с предельно узнаваемым авторским голосом отмечает в этом году 80-летний юбилей.

Лейкин относится к тому типу универсалов, которые в литературе умеют все. Теперь уже изданы его великолепные детские стихи и рассказы, по его сценариям сняты фильмы (например, «Бакенбарды» и «Окно в Париж» Юрия Мамина); в качестве руководителя литературного объединения он воспитал множество учеников и написал об этом чудесную книгу «Всегда по четвергам». В нее вошли материалы о легендарном детском ЛИТО, которое вел Лейкин при газете «Ленинские искры» с 1972 г. Роль Лейкина как воспитателя молодых авторов невозможно переоценить. Многие его ученики стали членами СРП, СП СПб и других профессиональных писательских союзов. Лейкинская школа означала воспитание хорошего вкуса, широкую осведомленность в русской и мировой поэзии, высокую культуру стихосложения. О том, как Лейкин работал с детьми, еще в советские годы сняли фильм («Свои, совсем особые стихи»); в одной из московских школ поставили спектакль, где нынешние дети с увлечением читают стихи детей из лейкинского ЛИТО, написанные 40 лет назад; уже ученики учеников Лейкина используют материалы его занятий в собственной педагогической деятельности…

И это только часть литературной деятельности В. А. Лейкина.

Поэзия Вячеслава Лейкина – поразительное явление. Начинавший с поколением так называемых поэтов-геологов, он к концу 1960‑х гг. как‑то нечувствительно выпал из всех обойм и многие годы не печатался ни в советских, ни в заграничных изданиях. В то время только его близкие друзья да ученики знали поэта Лейкина и могли оценить масштаб его дара, окрепшего именно тогда, когда поэт писал, что называется, в стол; тем же, с кем он выступал на чтениях в 1960‑е, он запомнился, скорее, в качестве острослова и весельчака, который был в лучшем случае пряной приправой к их откровениям, им самим казавшимся весьма серьезными.

Первая книга Лейкина вышла в 1991 г. Время было такое, что поэтический сборник уже не мог произвести не то что фурора, а даже обыкновенного литературного скандала. В результате один из самых своеобразных и мощных современных поэтов оказался почти не замеченным публикой. И только в узком теперь слое любителей поэзии он стал живой легендой.

Чем больше прочитываешь лейкинских текстов подряд, тем легче ускользает от тебя пресловутый лирический герой. Автор называет его то шутом, то героем эпизода. Он вечный неудачник, калека, аутсайдер и в то же время неуловимый трикстер, мудрый шут короля Лира, носитель истинных ценностей, готовый в любое время осмеять любые ценности, включая и те, в которые свято верит. Может быть, ближайший его родственник – гуляка-вагант или герой Франсуа Вийона. Очень похоже на правду определение лейкинского твор­чества, данное в свое время Михаилом Ясновым, – трагическое барокко. И вся эта архаика проступает сквозь самую современную языковую оболочку, сквозь блистательную стихо­творную технику, вобравшую достижения лучшей поэзии ХХ в.

Вячеслав Абрамович Лейкин – петербургский поэт, прозаик. Родился в 1937 г. в Ленинграде. С 1945 г. живет в Царском Селе. Учился в Педагогическом институте, в Горном институте. Работал геологом в Западной Сибири.

С 1972-го по 1991 г. был литературным консультантом газеты «Ленинские искры». Первая книга стихов вышла в 1991 г. Член Союза писателей Санкт-Петербурга и Союза российских писателей.

Ищите книгу в Книжной лавке писателей

Закрыть