Яндекс.Метрика
  • Сергей Князев

Александр Болдачев: Майкл Джексон и Рахманинов говорят об одном разным языком

В Малом зале Санкт-Петербургской государственной Филармонии 23 июня состоится концерт, главным персонажем которого станет… арфа.

В Малом зале Санкт-Петербургской государственной Филармонии 23 июня состоится концерт, главным персонажем которого станет… арфа. Солист – 27-летний Александр Болдачев, лауреат международных конкурсов, широко известен не только как исполнитель на этом древнем и благородном инструменте, но и как аранжировщик, композитор и инициатор новаторских концертных затей. В этот день на сцену Малого зала также выйдут скрипач Семен Гуревич и саксофонистка Вероника Кожухарова.

В программе концерта – произведения Стравинского, Рахманинова, Ренье, Пярта, Шопена, Дебюсси, Пьяццоллы, Дунаевского, Хисаиши, Соул, Барри, Майкла Джексона в обработке Александра Болдачёва, а также его авторские произведения и переложения для арфы музыки из фильмов «Унесённые призраками», «Цирк», «Звёздные войны» и др.

Накануне концерта Александр Болдачев рассказал о концепции концерта и огромных возможностях своего музыкального инструмента.

Александр, а как родилась идея подобного концерта?

Возможно, это прозвучит нескромно, но я всю жизнь иду к концертам такого формата. С самого детства я писал свои произведения и делал разнообразные обработки для арфы, например, в 9 лет я играл на арфе “Yesterday”. Переложение классических и неклассических произведений для арфы было, как сказали бы англичане, моим focus point: точкой приложения усилий.

Арфа – это инструмент, с помощью которого я могу показать все оттенки музыки. Нет принципиальной разницы между классикой, джазом, фольклором, электронной музыкой и роком. Вне зависимости от способа организации звуков – это экспрессия, которая передает мысли и чувства. Проще говоря, Майкл Джексон и Рахманинов говорят об одном и том же, просто разным языком.

Но ведь так называемый «русский шансон» Вы не будете исполнять?

Не буду. Но и в этом специфическом жанре есть люди, которые выжимают из такого стиля максимум, получая что-то, похожее на высокое искусство.

Вам не мешает, как музыканту, огромное количество дешевого контента, которое обрушивается на наши органы чувств?

Таково устройство нашей жизни, так устроен окружающий мир, и вряд ли с этим можно что-то сделать. XX век дал нам такое количество выдающихся деятелей искусств именно в связи с теми ужасами и прорывами, которыми он был наполнен. Конечно, есть способ уберечь себя от дешевого контента – контролировать поступающую в мозг информацию, - но для этого нужна большая концентрация. И дело не в конкретном музыкальном направлении. Трэш может быть в любом жанре.

Сергей Шнуров как-то сказал, что концерты в привычном понимании публика больше не воспринимает. Музыки больше нет – есть цирк. Вы говорили, что жанр классического концерта себя исчерпал. Значит, Вы согласны с ним?

Слово «цирк», наверное, слишком сильное, хоть и не далеко от истины. Я бы использовал слово «шоу». Сейчас, конечно, ценятся артисты, которые могут не только качественно исполнить тот или иной опус, но и дать нечто большее, что заставит людей слушать произведение и понимать его. Это применимо и для филармонических концертов. По сути, классический концерт, это своего рода медитация. Сейчас из-за ритма жизни, из-за информационного фона человеку трудно расслабиться на концерте, прийти в соответствующее состояние. И наша задача – помочь ему.

Я очень люблю концерты-медитации, но тот, который будет 23 июня, несет несколько другую задачу. Это, скорее, концерт-провокация, который поможет стереть границы между жанрами, избавиться от каких-либо стереотипов в восприятии самой разной музыки. Для многих компьютерные игры – это нечто маргинальное, но всё же это особый пласт культуры, где тоже есть свои шедевры. Скажем, композитор Джереми Соул написал замечательную атмосферную музыку к игре «Morrowind», которую я исполню на концерте.

Что может арфа, чего не может никакой другой инструмент?

Даже я не уверен, что познал всё, что может арфа. Это классический инструмент с огромным звукорядом и столь же огромными выразительными возможностями. У арфы 47 струн плюс 7 педалей и, в отличие от других классических инструментов, я общаюсь со струнами напрямую, без «посредников». Всё буквально на кончиках пальцев. Вариантов звучания одной струны – тысячи.

Арфа зародилась во времена Древнего Египта, но она сильно изменилась буквально за последние годы. Сегодняшняя арфа предоставляет больше возможностей музыканту, и я уверен, что она будет звучать всё чаще на сцене и в эфире.

К сожалению, продюсеры, которые занимаются организацией концертов, пока не всегда разделяют мой энтузиазм. Для многих арфа как рискованная инвестиция с высокой вероятностью не продать зал. Но я уверен, что эта ситуация вскоре изменится, как только люди услышат, что и как можно рассказать на этом инструменте.

Вы говорили, что Вам повезло впитать лучшие достижения и французской, и отечественной школ игры на арфе. В чем разница между ними?

Есть много нюансов. Если совсем коротко и грубо, то отечественная школа предполагает более мощное звукоизвлечение, с большой артикуляцией – такой имперский стиль. Это понятно, у нас большие залы, инструменты не всегда были должного качества… Французская школа предполагала исполнение французской музыки XVIII-IXX веков. Она довольно утонченная, требует осторожного подхода. Я пытаюсь совместить в своей работе лучшие черты русской и французской школ.

Несмотря на молодой возраст, Вы на сцене уже больше двадцати лет. Как изменилась за эти годы публика в России и Европе?

Сейчас очень много проектов, рассчитанных в том числе и на молодую аудиторию: современных концертов, которые заставляют молодую публику приходить в классические залы. Это и определенное шоу, и поддержка музыки видеорядом… Модная, популярная музыка на классической сцене - вот что привлекает людей в филармонии.

За эти 20 лет я стал намного чаще видеть молодые лица в зале. И я надеюсь увидеть их и на концерте 23 июня, ведь на нём будет много интересного, в том числе: электронная музыка, исполняемая с моим давним другом по сцене, продюсером электронной музыки и музыкальным руководителем камерного оркестра Synergy Семёном «Smokah» Гуревичем и дуэт «арфа-саксофон» с потрясающей саксофонисткой: Вероникой Кожухаровой.


Закрыть