Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Николай Цискаридзе и выпускники Вагановки дадут гранд-бал

23 июня в 19:00 в БКЗ "Октябрьский" состоится "Гранд-бал" выпускников Академии русского балета им. Агриппины Вагановой. Они представят уникальную программу с участием выпускников всемирно известной хореографической школы - балеты "Пахита" и "Фея кукол".

23 июня в 19:00 в БКЗ "Октябрьский" состоится "Гранд-бал" выпускников Академии русского балета им. Агриппины Вагановой. Они представят уникальную программу с участием выпускников всемирно известной хореографической школы - балеты "Пахита" и "Фея кукол".

Первое представление балета "Пахита" состоялось на сцене Гранд-Опера в 1846 году в постановке Жозефа Мазилье на музыку Эрнеста Дельдевеза. Но настоящий успех ожидал этот балет через полтора года в России, когда по приглашению российских властей в Петербург приехал Мариус Петипа.

В этом году воспитанники Академии представят расширенную версию 3-его акта балета "Пахита".

Известно, что такая традиция зародилась в 1881 году, когда бенефициантка Екатерина Вазем и ее коллеги по сцене танцевали внутри этого гранд па наилучшие, выигрышные для себя вариации из других спектаклей. Петипа пошел на это сознательно и традиция так и дошла до сегодняшних дней. Начинали с пяти вариаций, и сегодня их накопилось 15. Каждый раз партии выбираются исходя из индивидуальных возможностей и данных танцовщиц.


Балет "Фея кукол" уже более ста лет популярен у детей и взрослых по всему миру. Незамысловатый сюжет с забавными ситуациями, происходящими в кукольной лавке; обаятельная музыка Йозефа Байера, с ее шармом венского музыкального быта XIX век и отголосками вальсов Иоганна Штрауса; великолепные костюмы, которые в Петербурге для этого спектакля создал Лев Бакст – все это делает балет любимым и популярным у зрителей.

Премьеру в Петербурге давали на сцене Императорского Эрмитажного театра на вечере для царской семьи и их гостей. Александр Бенуа вспоминает: "Бакст сразу почуял все, что он может извлечь из сюжета, если перенести действие из современности в 50-е годы, и из Вены — в наш родной Петербург. Вспомнилась та особая радость, которую вызывали в детстве игрушечные лавки в Гостином дворе. Моя же к тому времени очень разросшаяся коллекция народных игрушек дала ему чудесный материал для создания в качестве апофеоза целого мира, близкого душе русского ребенка и в то же время обладающего особой прелестью ярких своих красок и своей хитрой затейливостью. Левушка чрезвычайно увлекся работой над „Феей кукол", чему немало способствовало дружное сотрудничество с братьями Легат, Николаем и Сергеем, — не только в качестве первоклассных танцоров, но и в качестве тонких, одаренных неисчерпаемой фантазией постановщиков. Оба артиста не только на лету схватывали идеи, приходившие в голову художника, но разрабатывали их в полном согласии с ним".


В 1903 году балет был поставлен в Мариинском театре. Главные партии исполнили легенды русского балета — Матильда Кшесинская (Фея кукол), Ольга Преображенская (Кукла Бебе), Анна Павлова (Испанская кукла), Агриппина Ваганова (Китайская кукла), Вера Трефилова (Японская кукла), Павел Гердт (Главный приказчик), Сергей Легат и Михаил Фокин (два Пьеро).

Полностью восстановить спектакль 1903 года сегодня не представляется возможным. Но, основываясь на постановке К.М. Сергеева, сохранившихся воспоминаниях, исторических материалах и эскизах Бакста была осуществлена новая постановка под редакцией ректора Академии Николая Цискаридзе. А педагоги и учащиеся Академии реализовали этот замысел и вернули современному зрителю один из прекраснейших балетов начала ХХ века.


Закрыть