Яндекс.Метрика
  • Серафима Богданова

Городские затворники: о чем они молятся в каменных джунглях

Тихая молитва, четки в огрубевших пальцах, кельи в горах и бескрайние виды – с этим чаще всего ассоциируется монашество. Никак не с мегаполисом и сотнями его искушений. Между тем особый молитвенный мир в Северной столице не только существует, но и растет. В православных обителях более 200 человек пытаются стать ближе к Богу и дальше от мира. О чем просят городские монахи и есть ли для них путь назад?

Тихая молитва, четки в огрубевших пальцах, кельи в горах и бескрайние виды – с этим чаще всего ассоциируется монашество. Никак не с мегаполисом и сотнями его искушений. Между тем особый молитвенный мир в Северной столице не только существует, но и растет. В православных обителях более 200 человек пытаются стать ближе к Богу и дальше от мира.

О чем просят городские монахи и есть ли для них путь назад?

В более чем полутора тысячах православных монастырей по всему миру тысячелетиями не стихает молитва к Богу. Именно эти места становятся временным домом для тех, кому не дают покоя вопросы вечности и настоящего смысла жизни.

Сложный путь

На Руси монастыри стали появляться с самого начала официального распространения христианства – с конца X в.

Тогда из Константинополя прибыли многочисленные монахи, которые и стали первыми насельниками. Уже в 1051 г. был основан знаменитый Киево-Печерский монастырь.

Искавшие уединения и спокойствия выбирали более спокойные, безопасные места на севере России. Здесь главным образом и развивалось монашество. В Новгороде в XII в. было уже около 20 монастырей, на территории Новгородской области – около 10, в Ростове – два, в Суздале – четыре, во Владимире – пять.

Во все времена и при всех правителях, в X и XXI в., цель человека в монастыре была одной – молитва и отречение от мирского, уединение. В монастырь уходят не "насильно", а тогда, когда душа уже не может иначе. Когда мирские удовольствия, за которыми гонится большинство, не вызывают ничего, кроме апатии и безразличия, а взор все чаще обращается к небу в поиске смысла.

Мегаполис не для молитвы?

Образ тихой обители, где течет неторопливая жизнь отшельников в молитвах, в таком большом городе, как Санкт-Петербург, предстает несколько иным.

Монашеская православная жизнь здесь зародилась вместе с самим городом: в его главных обителях.

Имперские храмы Новодевичьего монастыря, располагающиеся на одной из главных оживленных магистралей города – Московском пр. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, на выходе из которой манят логотип известного фасфуда, кинотеатры и торговые центры. Зажатый домами, окруженный туристами и студентами Иоанновский монастырь на Петроградке…

Есть и, казалось бы, тихая, находящаяся поодаль от сную­щих людей и гигантских сити-моллов Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь. Тем не менее монастырь стоит на проходном месте – по дороге к туристическому центру Петергофу.

Невозможно даже представить, что значит не поддаваться искушениям, в то время как свыше 5 млн человек рядом с тобой делают это ежедневно.

Уйти от всего

Идея монастыря состоит в том, что здесь человек, отказываясь от семьи, денег, амбиций и собственной воли, посвящает себя Богу.

Любой может заявить об этом желании настоятелю монастыря, но не любой сможет сделать это.

Человеку будет предложено начать путь: через испытания и несколько ступеней придет осознание, тот ли это путь. Испытания чаще всего – это определенное послушание на неопределенное время. Только духовник знает о том, какие трудности переживает человек, сохраняются ли его намерения остаться в обители, как он общается с братией, горит ли огонь любви к Богу. Для монахов это не просто дисциплина и подчинение другому ради земных целей.

Здесь, за монастырской оградой, человек защищен от мирских искушений, но беззащитен перед бурей внутри.

Александро-Невская лавра

"Монах – это не тот, кто живет в пустыне"

В России всего две лавры – так называют крупнейшие мужские монастыри с особым историческим значением. Одна из них находится у нас: Александро-Невская лавра стала православным сердцем города.

Петр Великий еще до победы над шведами задумал построить монастырь именно на этом месте, у берега Невы, как символ защиты не только рубежей нашей страны, но и рубежей души.

Сегодня, спустя годы разрухи, смены времен, настроений и властей монастырь возродился, хоть и не смог полностью вернуть себе всю историческую территорию.

Обитель – место служения Богу – просто кишит туристами. Здесь среди гостей города с селфи-палками с трудом можно разглядеть монахов. Они терпеливо сносят эти наплывы и иногда даже радуются, что мирским любопытна монашеская жизнь. В 1990‑х гг. здесь были всего семь человек братии. Сейчас около 60. Выдерживают не все: отсев происходит постепенно и сам собой – человек начинает понимать, понесет ли он ношу городского монастыря.

Силами монахов лавра живет и становится образцом для монастырей по всей стране: здесь работают многочисленные уникальные мастерские, небольшие собственные производства. 

Не так давно восстановлен музей "Древлехранилище", построенный еще до революции. Здесь выставлены экспонаты, связанные с жизнью лавры.

Александро-Невская лавра, несмотря на все испытания, продолжает претворять в жизнь задумку Петра Первого об образцовой жизни монастыря в миру. Государь желал, чтобы обитель была местом помощи и образования.

Сейчас монастырь организовал творческие реабилитационные мастерские для детей, десятки других социальных проектов.

Побывать в Санкт-Петербурге для многих туристов, даже неправославных, – значит обязательно заглянуть в знаменитую Александро-Невскую лавру.

"Монахи, ищущие уединения, здесь не могут его получить: рядом Невский, торговые центры, толпы людей. Человек более-менее совершенный знает, что монах – это не тот, кто живет в пустыне, а тот, кто умеет быть монахом внутренне. И тогда ему неважно окружение", - говорит епископ Кронштадтский Назарий, наместник Александро-Невской лавры.

Ставропигиальный Иоанновский монастырь

"Не следует становиться рабом правила"

Эта женская обитель плотно окружена жилыми домами и учреждениями. По своему статусу монастырь – ставропигиальный, он подчиняется напрямую патриарху и не относится к Санкт-Петербургской епархии.

Иоанновский монастырь был основан святым Иоанном Кронштадтским в самом начале XX в. После революции, в 1923 г., Иоанновский монастырь, как многие другие духовные учреждения, был закрыт.

Обитель возродилась в 1989 г. силами патриарха Алексия II.

Сегодня Иоанновский монастырь – вновь место паломничества множества людей со всего мира.

"Благодарю Господа за радость освящения своего великолепного храма, который Он дал мне устроить и украсить в столице России – Петербурге. Как бы чудом каким явился он на берегу реки Карповки – притоке царственной и великолепной Невы-реки. Да прославляется здесь Имя Господне до скончания века – и да процветает в Обители вера благочестивая и жизнь благочестивая сестер монахинь", – такими словам Иоанн Кронштадтский перед уходом благословил свою обитель. Именно здесь, в храме-усыпальнице, и покоятся мощи всемирно почитаемого святого.

Монахини свято чтут нарок батюшки Иоанна. Они занимаются исключительно духовным служением, а силами мирян и Иоанновской семьи, которая объединяет приходы храмов в честь Иоанна Кронштадтского более чем в 20 странах мира, идет социальное служение.

Сегодня их стараниями восстанавливается после разорения Успенский собор на Родине Иоанна Кронштадтского – в городе Сура. Возрождение брошенного и пришедшего в запустение места взяли в свои руки петербуржцы, прихожане под руководством отца Николая Беляева. Насельницы монастыря – сегодня их несколько десятков – собираются вместе каждый день и просят не только о духовном росте, но и, как это ни банально, о мире во всем мире.

"Молиться следует не торопясь. Не гнаться за количеством "вычитанных" молитв. Не следует становиться рабом правила и терять ту христианскую свободу, которая так необходима в общении с Богом. Враг молитвы – механичность. Тогда молятся только уста, дух же далеко отстоит от Бога", - говорит протоиерей Димитрий Галкин.

Троице-Сергиева Приморская пустынь

"Если кто‑то хочет служить Богу, будут испытания"

Здесь совершенно особое настроение и уклад. Само название словно указывает на уединение, что, впрочем, невозможно: по пути в Петергоф в укромную обитель заезжают сотни туристов.

Санкт-Петербургское шоссе, ведущее к Петергофу, – путь "на фонтаны". По замыслу Петра I Петергофская дорога была "парадной лестницей" к Петербургу. Ничто не указывало на монашеское уединение, однако именно здесь суждено было возникнуть монастырю во имя преподобного Сергия Радонежского. Императрица Анна Иоанновна, вернувшись из Троице-Сергиевой лавры, пожелала прославить имя Сергия Радонежского и в городе на Неве. Для этого она отдала своему духовнику, настоятелю лавры архимандриту Варлааму, приморскую дачу своей сестры. Так осенью 1732 г. была основана обитель.

К тревожному 1917 г. пустынь насчитывала уже семь храмов. Здесь были странноприимный дом, детский приют, богадельня, школа, больница. Здесь часто молились Романовы, жившие в Стрельне.

Спустя 2 года монастырь был закрыт.

Одним из первых поселившихся на территории Троице-Сергиевой пустыни священников после того, как ее начали возвращать церкви, был ее будущий настоятель игумен Николай (Парамонов). Благодаря ему в монастырь стала возвращаться молитва. К началу 2000‑х гг. монахам удалось добиться передачи им в бессрочное пользование всей территории и помещений монастыря. Труды немногочисленной братии направлены на материальное возрождение обители, а молитва – на духовное очищение. Здесь, несмотря на закрытый уклад, рады всем, кто ищет ответы на вечные вопросы.

"Если кто‑то хочет Богу служить, будут испытания, враг будет нападать. А Бог это попускает, чтобы человек увидел, что у него внутри. Серафим Саровский говорил: "Доброе дело ради Христа делают, ради спасения души. Искушения бывают до, во время и после него", - говорит архимандрит Николай (Парамонов).

Новодевичий монастырь

"Из монастыря обратно дороги нет"

Купола этой обители на Московском пр. видны из разных точек нашего города. Оживленная магистраль не мешает монахиням служить Богу. Служат они и каждому, кто приходит сюда, поддерживают социальную работу.

В отличие от других монастырей Петербурга Новодевичий монастырь, созданный в 1748 г., однажды был упразднен. В середине XIX в., несмотря на расцвет женского монашества в стране и мире, в Санкт-Петербурге не было ни одной женской обители. Именно тогда монастырь у Московской заставы стал воссоздаваться.

В начале XX в., несмотря на исключительную стойкость насельниц и игуменьи, монастырю опять пришлось пережить упадок.

В настоящее время сестры Новодевичьего монастыря ориентированы на общение с миром.

Здесь активно ведется восстановление храмов и приобщение молодежи к церкви. Силами монастыря началась реставрация внешнего убранства Казанского храма. В Воскресенском соборе в течение 5 лет идет роспись стен и потолков.  При монастыре открыты детский приют, приют для мам, попавших в сложную жизненную ситуацию. Успешно работают Свято-Владимирская церковная школа, благо­творительный медицинский центр "Белая Роза", швейные мастерские, церковная лавка. Обитель принимает многочисленных паломников. Она стала настоящим островом спасения не только для ищущих Бога, но и для тех, кто ищет простого спасения от земных страданий и поддержки.

Именно сюда, в Новодевичий монастырь, со всего мира прибывают значимые православные святыни: монахини оказывают им должное почтение, встречают, помогают горожанам и отвечают на многочисленные вопросы тех, кто недавно пришел к вере. Здесь уверены, что в любом месте можно творить самую искреннюю молитву сердца.

"Принятие монашества – решение ответственное. А ведь из монастыря обратно дороги нет. Бывало, что человек уходит в монастырь, потому что находится в конфликте с миром. Этого необходимо избежать, человек должен прийти в монастырь с желанием посвятить жизнь только Богу", - говорит протоиерей Дионисий Харин, священник Новодевичьего монастыря.

Закрыть