Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Юлия Стрижак: вход на фестиваль "Опера – всем" будет свободным

С 12 по 22 июля в Санкт-Петербурге будет проходить VI международный фестиваль "Опера – всем", который по традиции представит публике четыре шедевра мировой оперной классики. О его программе, о тех сюрпризах, которые ожидают зрителей, а также о планах театра "Мюзик-Холл", который выступает главным организатором события, рассказывает его директор Юлия Стрижак.

С 12 по 22 июля в Санкт-Петербурге будет проходить VI международный фестиваль "Опера – всем", который по традиции представит публике четыре шедевра мировой оперной классики. О его программе, о тех сюрпризах, которые ожидают зрителей, а также о планах театра "Мюзик-Холл", который выступает главным организатором события, рассказывает его директор Юлия Стрижак.

"Петербургский дневник": Юлия Николаевна, осталось совсем немного времени до старта столь любимого петербуржцами фестиваля "Опера – всем". Что ожидает всех любителей этого вида искусства?

Юлия Стрижак: У нашего фестиваля, который проходит в шестой раз, сложились свои традиции. Одна из них – начинать фестиваль в один и тот же день, 12 июля, в день святых апостолов Петра и Павла. Вторая традиция – давать первый спектакль на Соборной пл. Петропавловской крепости. И, наконец, третья традиция – начинать фестиваль обязательно с оперы русского композитора. Так будет и в этот раз. Двенадцатого июля прозвучит шедевр Глинки "Руслан и Людмила" на сюжет поэмы Пушкина.

Это очень русская опера, в которой поднимается тема нашей истории, победы русского оружия. Специалисты знают, что эта опера очень длинная, поэтому мы будем давать ее без антракта и с купюрами, что, впрочем, не помешает прочувствовать всю мощь и красоту музыки Глинки и получить полное представление об этом произведении.

Фото: театр "Мюзик-Холл"

"Петербургский дневник": Петербуржцы хорошо знают те места, где даются оперные спектакли. Сохраните ли вы верность и этой традиции или будут сюрпризы?

Юлия Стрижак: Мне приятно, что петербуржцы помнят о дате начала фестиваля и приходят на его спектакли. А наши парт­неры – это директор Петропавловской крепости Александр Николаевич Колякин, директор ГМЗ "Царское Село" Ольга Владиславовна Таратынова, директор ЦПКиО им. С. М. Кирова Павел Андреевич Селезнев – относятся к нам очень доброжелательно, верят в проект и содействуют его реализации и продвижению. Однако в этом году наряду с традиционными местами исполнения опер будет задействована ул. Зодчего Росси – одна из красивейших улиц города, которая известна своими фантастическими пропорциями: ее ширина равна высоте зданий, ее образующих (22 м), а длина ровно в 10 раз больше – 220 м.

Эта улица, которая, кстати, прежде носила название Театральной, упирается в Александринский театр, как бы являясь его продолжением. В пространстве этого архитектурного ансамбля и будет представлена одна из ярчайших опер Верди "Риголетто".

"Петербургский дневник": Опера будет исполняться на языке оригинала?

Юлия Стрижак: Конечно! Правда, иногда нам говорят, что мы выступаем на улице для массового зрителя… Но я не считаю, что так нужно думать о петербургской публике. Массовый зритель – это наши с вами люди, наши сограждане, которые впитали красоту Петербурга и воспитаны его культурой. Я уверена, что все наши зрители так или иначе музыкальны, они любят оперу и, думаю, будут рады услышать ее на языке оригинала. Тем более что каждый может освежить в памяти либретто, а мы перед началом спектакля напомним основные перипетии сюжета. Так что для беспокойства нет причин: надо просто получать удовольствие от музыки, пения, постановки, игры актеров.

"Петербургский дневник": А правда, что в программе фестиваля появится опера, которая не идет практически ни в одном из театров, да и вообще нечасто ставилась на русской сцене?

Юлия Стрижак: Действительно, 19 июля в ЦПКиО им. С. М. Кирова мы дадим романтическую оперу известного немецкого композитора Вебера "Вольный стрелок", которая считается шедевром музыкального искусства.

А завершится фестиваль одной из самых популярных и исполняемых опер мирового репертуара – шедевром Бизе "Кармен". Она будет показана 22 июля в Царском Селе. Мы долго думали, кого пригласить для ее постановки, и остановились на режиссере-постановщике худруке Московского детского музыкального театра им. Н. И. Сац Георгии Исаакяне. Он сделал настоящую режиссерскую карьеру, потому что долгое время работал в провинции, где сформировался как художник, и потом вернулся в Москву уже с именем.

В спектаклях примут участие звезды российской и европейской оперной сцены. Но, думаю, подробнее об этом расскажет Фабио Мастранджело – художественный руководитель фестиваля. Отмечу только Оперный хор Ниццы, худрук Джулио Маньянини. Это первый случай в истории фестиваля, когда к нам приезжает хор из страны, где жил и работал композитор, написавший музыку к спектаклю фестивальной программы.

Кроме того, в этом году города-побратимы Петербург и Ницца отмечают 20‑летие дружбы и сотрудничества, и оркестр "Северная симфония" получил приглашение выступить в Ницце в сентябре. А в июле хор Ниццы, помимо участия в фестивале "Опера – всем", даст отдельный концерт в Петербурге.

"Петербургский дневник": Вы уже начали рассказывать о своих планах. Давайте продолжим эту тему.

Юлия Стрижак: В новом сезоне мы продолжим серию популярных абонементов "Музыка и сказка", "Музыкальное путешествие с Фабио Мастранджело". К 120‑летию со дня рождения Гершвина появится абонемент "Гершвин и его время", где в сопровождении оркестра театра "Мюзик-Холл" "Северная симфония" выступят известные артисты и певцы – Лариса Долина, Гоша Куценко, Даниил Крамер, Юрий Гальцев. В планах театра найдет отражение и 100‑летие Октябрьской революции. В октябре на нашей сцене будет представлен перформанс "Год 1917‑й. Театрально-революционная хроника", который расскажет о ключевых событиях 1917 г. языком музыкального искусства, пантомимы, балета, хорового пения и кино. Этот театрализованный проект будет во многом опираться на пример очень популярных массовых революционных празднеств конца 1910‑1920 гг., что позволит переосмыслить те события, которые перевернули жизнь не только в России, но и ход мировой истории. Этой же дате будет посвящен проект "Аккорд 1917‑го", который войдет в программу VI Международного культурного форума.

Мы считаем, что революция оказала огромное влияние на музыкальную культуру страны и на творческие процессы во всем мире, и хотим к этому факту привлечь особое внимание. Поэтому проект "Аккорд 1917‑го" пройдет в формате дискуссии, для участия в которой приедут известные музыканты-практики и историки музыки из России, Европы и Америки. В соответствии с темами дискуссии будет сформирована и программа концерта. Оркестр "Северная симфония" под руководством Фабио Мастранджело исполнит произведения Шостаковича, Прокофьева, Мурадели, Эйслера, которые будут проиллюстрированы визуальным рядом – кадрами хроники, немого игрового кино, фотографий, плакатов революции и других образцов изобразительного искусства Советской России.

Еще одна важная дата в октябре – 100‑летие со дня рождения народного артиста РСФСР Ильи Рахлина, основателя и идейного вдохновителя Ленинградского "Мюзик-Холла", которого мы очень чтим. К этому событию мы готовим большой праздничный концерт памяти выдающегося Мастера. Это будет ностальгический концерт для тех, кто помнит "Мюзик-Холл" того времени, и, надеемся, познавательный для тех, кто ничего о нем не знает.

"Петербургский дневник": Не могу не спросить вас о грядущей реконструкции театра.

Юлия Стрижак: В повестку недавнего заседания Совета по культурному наследию был включен вопрос согласования концепции приспособления театра "Мюзик-Холл" для современного использования. И такое название мне кажется очень точным, слово "современность" здесь ключевое. Музыкальный театр должен быть очень современным и иметь все те технологии, что сейчас развиты в мире. Наше искусство все‑таки связано с шоу, поэтому должны быть сильные визуальные эффекты, прекрасный звук, хорошая акустика, и мы должны все эти условия создать. Не вдаваясь в подробности, скажу, что мы планируем перенести в подвал гардероб, технические помещения, туалеты. И тогда в нашем фойе станет свободнее, там можно будет встретиться, отдохнуть перед началом спектакля. Кроме того, мы хотим раскрыть зашитый сейчас железом стеклянный купол и создать там репетиционное пространство. Что еще очень важно – у нас появятся лифты для маломобильных групп населения и люди смогут посещать наш театр беспрепятственно.

"Петербургский дневник": А куда переедет театр на период реконструкции?

Юлия Стрижак: По плану реконструкция театра начнется во второй половине 2018 г. Это будет тревожный период, потому что нам надо будет арендовать площадки для своих выступлений. Но концертную деятельность – хоровую, симфоническую мы надеемся перенести в наш новый дом – бывшую англиканскую церковь Иисуса Христа на Английской наб. Наш первый концерт там уже состоялся, причем в присутствии Его Королевского Высочества принца Майкла Кентского. Сейчас в церкви проводятся противоаварийные работы.

Мы надеемся, что уже в следующем году сможем разместить там все службы театра. И планируем, что в новом концертном зале будет выступать наш симфонический оркестр "Северная симфония" под руководством маэстро Фабио Мастранджело, а также Камерный хор под руководством заслуженной артистки России Валентины Копыловой-Панченко.

"Петербургский дневник": Посещение фестиваля всегда было бесплатным. А как сейчас?

Юлия Стрижак: Мы рады, что, несмотря на сложные экономические условия, фестиваль сохранит свою социальную направленность. Как и в предыдущие годы, вход на спектакли open air будет свободным. Мы считаем, что это особенно важно для постоянных зрителей "Оперы – всем", да и для всех любителей оперы в целом.

Закрыть