Яндекс.Метрика
  • Анастасия Яланская

Эрмитаж представил выставку фарфоровых цветов Владимира Каневского

В Арапском зале Зимнего дворца открылась выставка "Владимир Каневский. Фарфоровые цветы".

В Арапском зале Зимнего дворца открылась выставка "Владимир Каневский. Фарфоровые цветы".

Фарфоровые цветы современного художника и скульптора Владимира Каневского украшают самые именитые дома Европы, например, королевский дом принцессы Монако и немецкой принцессы Глории фон Турн унд Таксис. Также его произведения находятся в художественных галереях многих знаменитых модельеров, дизайнеров и ювелиров.

Выставка, которая на протяжении пяти лет готовилась Отделом истории искусств Государственного Эрмитажа, представила уникальные и наиболее сложные с технологической точки зрения работы художника-фарфориста, изготовленные специально для музея.

Архитектор по образованию, Владимир Каневский работал по специальности в Ленинграде, а затем эмигрировал в США, где, по его словам, первое время он жил практически впроголодь. Лепка цветов из фарфора стала единственным средством, с помощью которого он смог зарабатывать на существование. Неожиданно судьба преподнесла подарок: ему поступили  предложения от компании Dior, от Оскара де ла Ренты, а не так давно, в 2011 году, совместно с компанией  Meissen Владимир Каневский изготовил коллекцию фарфора.

Главной особенностью цветочных скульптур Владимира Каневского является то, что они максимально приближены к живым оригиналам. Автор, придавая натуральность фарфоровым цветам, не избавил их от таких "изъянов", как, например, надломанные листья или гусеницы на лепестках распускающегося бутона. Его произведения в точности повторяют размер и анатомию цветка.

"Я всегда любил ботанику, меня интересовала научная сторона этого дела. Иногда я читаю учебники по анатомии растений. Это и произведение искусства, и в то же время научное изложение того, как устроен цветок. Но в основном я просто беру настоящее растение, сканирую в компьютер его части, фотографирую, делаю рисунки, смотрю как оно устроено и как оно живёт", - пояснил Владимир Каневский.

Законченности его произведений способствуют авторские вазы и горшки, в которые добавляется керамическая земля, а по их краям можно увидеть мазки акварельной "плесени". В них устанавливаются как отдельные цветы, так и целые букеты.

"Я начинал работу для Эрмитажа с того, что начал думать, какие сделать горшки. Я сделал бесконечное количество разных вариантов: более яркие, более сложные, менее традиционные. Но в конце концов все варианты отмерли, и я остановился на классических архетипах терракотового горшка. Они монументальны, абсолютно просты, и они как бы обрамляют цветок", - рассказал Каневский. Также благодаря особому способу изготовления цветов и их упаковки, разработанному им, стало возможным транспортировать работы из столь хрупкого материала в любую точку мира. Так, все 59 фарфоровых цветов автора доставлены в Эрмитаж в целости и невредимости.

Мечтая создавать серьёзные скульптуры, художник-фарфорист не сразу воспринял цветы как "истинное искусство".

"Только совсем недавно я почувствовал, что с этим сюжетом можно делать настоящую скульптуру. Ведь это не искусственные цветы, а скульптуры. С каждым годом чем больше набиралось идей и техник, тем становилось интереснее. Вообще в самом растении много общего с хорошим зданием. В том, что я делаю, много общего с деятельностью архитектора: есть техническая часть, есть прочность, есть история создания, есть окружающая среда. Я практически делаю то же самое, что делал в архитектуре. Применяются те же принципы. Для меня это не свободная лепка, я нахожусь в рамках инженерной системы. А цветы - это самый распространённый сюжет в истории искусства и архитектуры. Везде, начиная от Древнего Вавилона и через малых голландцев, японское оружие, Ван Гога - это одна из основных тем", - рассказал Каневский.

В своих работах автор использует костяной, чёрный и другие виды фарфора, которые заказывает из разных стран, включая Англию, Францию, Австралию.

По словам куратора выставки, доктора искусствоведения Екатерины Хмельницкой, единицы художников-фарфористов во всём мире обладают возможностями и способностями совмещать и декорировать фарфор так, как это делает Владимир Каневский.

"Вместе с тем сложно найти среди специалистов в этой области того, кто так или иначе не обращался бы к теме цветов. Флористика на фарфоре - это всегда очень распространённое явление. Но в цветах Владимира столько гармонии, внутренней красоты и философии, что их никак нельзя назвать китчем, как многие пытаются назвать. В его произведениях особое, уникальное соблюдение эстетики, вкуса и стиля. Со своим особым подходом и видением архитектора он конструирует композиции, а потом заполняет линиями, цветами, листьями, которые и превращают их в цветочные букеты. Не зря именно Владимира Каневского как художника-фарфориста выставляет Эрмитаж", - поделилась Екатерина Хмельницкая. 

Что касается китча, то сам Каневский говорит однозначно: "Ни американский, ни западноевропейский, ни русский зритель не любит китч. Я, честно говоря, его очень боюсь, потому что этот жанр для меня - шаг вправо, шаг влево - расстрел! Сорваться в китч настолько легко, что это становится главной проблемой. Но я надеюсь, что простота произведений, говорящая зрителям напрямую, помогает избежать китча".

Поддержать Владимира Каневского на открытии выставки приехала его супруга, которая помогает ему в работе над цветочными шедеврами. Она составляет некоторые композиции и подсказывает идеи для будущих произведений. Кроме того, в мастерской Каневского есть ещё два ассистента. По его словам, работу над фарфоровыми цветами невозможно выполнять в большом коллективе, поскольку он сам должен делать каждую вещь. За свою практику больше всего времени он потратил на изготовление фарфоровой сирени - около трёх лет.

Владимир Каневский признался, что выставка его работ в Эрмитаже - большая честь для него.

"При слове "Эрмитаж" я просто теряю сознание - это мой любимый музей. До сих пор не могу поверить в то, что я здесь, не говоря уже о моих работах в нём", - поделился известный художник-фарфорист.

Природа создала цветы, которые показывают свою красоту, а потом быстро умирают. Цветы, которые создаёт удивительный автор Владимир Каневский, соперничают с вечностью и могут радовать глаз на протяжении бесконечно долгого времени.

После окончания выставки в коллекцию фарфора Государственного Эрмитажа в дар будет передана композиция "Сборный букет" Владимира Каневского, которую специально для музея автор выполнил в императорском стиле.

Видео: Анастасия Яланская

Закрыть