Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Юрий Мудров: Исаакиевскому собору нельзя дать померкнуть

Все последнее время Исаакиевский собор находится в топе самых главных и острых городских тем. Каково сегодня состояние собора, каковы планы по его реставрации и развитию, в эксклюзивном интервью "ПД" рассказал новый директор Исаакия известный искусствовед Юрий Мудров.

Все последнее время Исаакиевский собор находится в топе самых главных и острых городских тем. Каково сегодня состояние собора и других входящих в объединение памятников? Каковы планы по их реставрации и развитию? Что будет на Большой Морской ул., 40? Какой видит судьбу Исаакия его новый директор, известный искусствовед Юрий Мудров? Об этом он рассказал в эксклюзивном интервью "ПД". 

"Петербургский дневник": Юрий Витальевич, мы знакомы уже много лет, и наша газета одной из первых поздравила вас с новым назначением. Как вы восприняли предложение Министерства культуры РФ, сделанное в такое непростое для Исаакиевского собора время?

Юрий Мудров: Поначалу у меня было предложение возглавить другой музей. Но пока шли согласования, утрясались какие-то технические моменты, поступило предложение возглавить Исаакиевский собор. И вы знаете, от таких предложений профессиональные люди не отказываются. Я сразу понял, что надо идти. Конечно, что-то требует усовершенствования, времени, проблем немало. Но я люблю музей и пришел сюда работать.

Фото: архив "ПД"

"Петербургский дневник": С приходом нового руководителя коллектив, как правило, начинает волноваться и ждать каких-то изменений.

Юрий Мудров: Конечно, у меня есть свое представление о том, каким должен быть Исаакиевский собор. Музей разноплановый, коллектив большой, многих сотрудников я знаю лично и давно. Здесь отличные реставраторы, инженерные службы. Замечательные экскурсоводы, которых знает не одно поколение ленинградцев-петербуржцев. Например, Нонна Александровна Бубнева проработала здесь 49 лет! И люди, приходя в собор, всегда радуются, когда видят ее.

Что касается увольнений… Я встречался со многими сотрудниками музея, мы нашли общий язык, ведь мы коллеги и делаем одно общее дело. При мне уволился лишь один человек – Ирада Вовненко, которая в первый день моего пребывания в новой должности передала заявление об уходе по собственному желанию через секретаря. Если бы она пришла – я бы с ней поговорил, как и с любым другим человеком. Но она поступила по-другому, это ее выбор. Вслед за Буровым ушла еще заместитель директора по связям с Русской православной церковью, ВИП-программам и еще чему-то, и с ней ушли несколько чело- век из этого отдела. Больше о своем желании уйти мне не говорил никто. Наоборот, мы хотим восстановить должность заместителя директора по научной работе. Также мы приняли решение о возобновлении научного подразделения, которое было ликвидировано, это ошибка.

"Петербургский дневник": Кругом пишут и говорят исключительно об Исаакиевском соборе. Но ведь сфера вашей деятельности гораздо шире?

Юрий Мудров: Действительно, все последние годы понятие "Исаакиевский собор" – это нечто большее. Это было объединение Исаакия, Спаса на Крови, Сампсониевского и Воскресенского (Смольного) соборов. Существование такого объединения давало дополнительные возможности для реставрации этих замечательных памятников, для их новой жизни. Даже для возврата к жизни храма, как это произошло со Смольным и Сампсониевским соборами.

Удалось "поднять" Смольный собор, который вновь стал блестящим памятником. Сампсониевский собор, где всегда отмечались все воинские праздники, и эта традиция не меняется до сих пор.

Спас на Крови для меня – этакая бонбоньерка, драгоценная шкатулка, открыточный вид Петербурга. А Исаакий – олицетворение мощи, красоты, могущества государства, которым мы можем гордиться. Когда в Исаакиевском соборе был организован музей, его возглавил замечательный директор Георгий Петрович Бутиков, который был большим энтузиастом и тружеником. Он создал новую модель – музей-па- мятник. А потом он поднял тему Спаса на Крови, который одно время даже хотели разрушить.

Еще большим энтузиастом Спаса был Михаил Константинович Аникушин, наш великий скульптор и не менее великий гражданин, у которого сердце болело за все. В этом году исполняется 100 лет со дня его рождения. Надо помнить и знать, как много он сделал для сохранения собора, его реставрации и создания в нем Музея мозаики.

"Петербургский дневник": Школа петербургских реставраторов – и это общепризнанный факт – является одной из сильнейших в мире.

Юрий Мудров: Вы только представьте, в 1943 г. (!) в нашем городе было основано ремесленное училище для подготовки реставраторов. Эти люди вели подвижнический образ жизни, возрождая из руин памятники истории. В годы войны реставраторы жили в подвале Исаакиевского собора и одновременно восстанавливали храм, а также дворцы Павловска, Петродворца, Гатчины. Там же в подвале хранились экспонаты. Это трагедия и величие человека и его лучших проявлений. Можно сказать, что в это тяжелейшее время выстоял не только человек, но и наша великая культура. Забывать об этом нельзя. И мы хотим на Большой Морской ул., 40, сделать музей петербургских реставраторов. С одной стороны, это будет современный интерактивный музей, такой, чтобы привлечь туда молодежь. С другой – мы хотим представить там архивные документы, материалы о реставраторах.

"Петербургский дневник": Юрий Витальевич, не могу не спросить о сегодняшнем состоянии Исаакиевского собора. Этот вопрос волнует многих.

Юрий Мудров: Реставрация Исаакиевского собора ведется постоянно в последние годы. Когда я пришел сюда, то заглянул во все углы, я же музейный работник до мозга костей. Сейчас он в хорошем состоянии. Но это сложнейшее сооружение, уникальный памятник, который требует постоянного внимания, заботы и реставрации. Мы должны понимать, что Исаакиевскому собору нельзя дать померкнуть.

В СМИ то и дело появляются какие-то новые сообщения о соборе. И страсти вокруг Исаакия не утихают до сих пор. Мое дело – не политика.

Я вообще считаю, что с самого начала все это зря заполитизировали. Нам надо не искать тех людей, кто выступает за или против. А искать в разных мнениях точки соприкосновения. У Исаакиевского собора давно существует соглашение с Русской православной церковью о совместной деятельности. Сейчас в соборе проводятся две службы в день, также мы работаем с паломническими группами. Мне кажется, одно другому не очень мешает. Недавно епархия обратилась к нам с просьбой увеличить число служб, которые проводятся в центральном нефе собора. Мы согласны, что в двунадесятые праздники и праздники собора, скажем, дни святых Исаакия Далматского (кстати, 30 мая родился и основатель Санкт-Петербурга Петр I, и эта дата всегда отмечалась очень широко), Александра Невского, проводились большие торжественные службы, но не каждый день. К тому же у нас как у музея есть государственные планы-задания, договоры с крупнейшими туристическими компаниями страны и мира, и мы должны выполнять свои обязательства.

Исаакиевский собор не должен быть объектом распрей и политиканства. Его сотрудники не должны быть политизированы. Музейщик – это человек, который, опираясь на документы, должен сохранить эти бесценные свидетельства для будущих поколений, для тех людей, которые придут после нас. Музейщики должны быть осторожны и деликатны, их ошибки, неправильное представление истории могут пустить людей по ложному пути.

Наша задача – работать достойно и хорошо, выполнять свои обязательства по приему посетителей, по реализации образовательной и просветительской функций музея, по сохранению и реставрации бесценных памятников культуры – Исаакиевского собора и Спаса на Крови. Музей – это место исторической памяти.

"Петербургский дневник": Кроме планов по созданию музея реставрации, какие еще проекты задуманы?

Юрий Мудров: Мы будем расширять и развивать работу с детьми, молодежью. В Исаакиевском соборе мы хотим открыть школу юного иконописца. К 200-летию начала строительства Огюстом Монферраном Исаакиевского собора, которое будет отмечаться в будущем году, готовим большую научную конференцию, может быть, даже международную.

Кроме того, мы также готовим межмузейную выставку, где будут обозначены духовные функции места: кто работал в соборе, какой жизнью жили в ту пору люди, какие события там нашли отражение. Эту выставку мы будем готовить совместно с Музеем истории религии, Эрмитажем, Русским музеем, Музеем Академии художеств, прежде всего для города и его жителей. Проходить она будет в Российском этнографическом музее. Уверен, что после посещения нашей экспозиции у всех в головах все встанет на свои места.

Закрыть