Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

В "Эрарте" показали сокровище банкира Геннадия Исакеева

В музее современного искусства «Эрарта» завершилась выставка удивительных, если не сказать – уникальных, работ Геннадия Исакеева. Сам автор принадлежит к финансовому сообществу Северной столицы и пока совершенно не претендует на звание художника. Он просто хочет поделиться своим видением мира, надеясь сделать его чуть лучше, красивее и добрее.

В музее современного искусства «Эрарта» завершилась выставка удивительных, если не сказать – уникальных, работ Геннадия Исакеева. Сам автор принадлежит к финансовому сообществу Северной столицы и пока совершенно не претендует на звание художника. Он просто хочет поделиться своим видением мира, надеясь сделать его чуть лучше, красивее и добрее.

Делать что‑то своими руками Геннадий любил с детства. Сначала это были праздничные открытки, которые он вместе с родителями украшал аппликациями, мехом или бусинками. Потом – рисунки пером и тушью, выжигание и резьба по дереву. А еще позже – пейзажи из микросхем и стату­этки из однокопеечных монет, экслибрисы и даже эскизы для ювелирных украшений супруги.

Когда б вы знали, из какого сора…

Однако к своему творчеству юноша не относился серьезно и потому пошел учиться в Политехнический институт, а затем оттачивал знания в финансовых учреждениях. Но заложенное когда‑то зерно прекрасного не могло не прорасти. И когда, будучи уже взрослым и состоявшимся человеком, известным банкиром, Геннадий Анатольевич путешествовал по Европе, его внимание привлекли витражи, которые, как оказалось позже, покорили его навсегда.

Фото: архив "ПД"

Вернувшись, он попробовал создать что‑то подобное своими руками. Однако делать витражи в классичес­кой средневековой технике в домашних условиях оказалось невозможно. И тогда с помощью красок, пленок и свинцовых лент Исакеев начал создавать витражи на основе зеркал, что давало трехмерный эффект изображения.

Но однажды совершенно случайно он закрасил зеркало и стал искать ему равноценную замену. «Жена пудреницу не отдала, тонкого зеркала в доме не нашлось, и я взял диск. Вырезал нужный кусочек, покрыл его краской, приклеил какие‑то элементы и сам удивился полученному эффекту», – вспоминает он.

Самым удивительным оказалось то, что для работы подходили только использованные диски. «Чистый диск эффекта не дает. А записанный за счет того, что алюминиевая пленочка прожжена лазером, дает необычные переливы, особый спектр света. Мне все так понравилось, что я заболел этим делом», – признается Геннадий Исакеев.

Фото: архив "ПД"

Авторская магия

«Болезнь», по‑видимому, оказалась продолжительной и заразной. Сейчас у Геннадия Анатольевича около 200 работ, не считая тех 100, что он раздарил друзьям и коллегам. Которые, в свою очередь, так прониклись его творчеством, что много раз советовали ему представить искусство на суд публики.

«Первое время у меня получались достаточно прос­тенькие работы. Скорее, это были эксперименты с материалами, ведь все эмали ведут себя по‑разному. И довольно долго я стеснялся показывать свои миниатюры», – откровенно рассказывает Геннадий Исакеев.

Впрочем, это совсем не помешало ему продолжать эксперимент, нанося эмали и блестящие краски на диск, превращая его, как позже напишут искусствоведы «Эрарты», «в драгоценные миниатюры, напоминающие традиционное исламское орнаментальное искусство».

Фото: архив "ПД"

«У меня никогда не бывает изначального замысла, эскиза. Начинаю работу с того, что провожу на поверхности линию или ставлю точку, – рассказывает автор. – Витражные краски и эмали, с которыми я работаю, долго сохнут, ­поэтому оставляю диски, а спустя какое‑то время возвращаюсь и смотрю, какой из них готов со мной работать. За прошедшие дни в моей жизни что‑то происходит, и новые встречи, путешествия, радости или ограничения трансформируются в композиции. Как правило, работа идет над несколькими дисками одновременно, и на каждый может уйти от 2 месяцев до 2 лет».

Заниматься миниатюрами управляющий банком может только по выходным, обычно ночью на даче. Говорит, что в городе у него ничего не получается. А там – тихо, никто не отвлекает.

Жена относится к творчеству мужа с пониманием. И, видя его нетерпеливое желание приступить к работе, кивает: «Да иди уже». А Геннадий Анатольевич и сам  не скрывает, что со временем этот процесс стал ему необходим.

«Подхожу к начатым работам, их обычно бывает не меньше 10, и тут наступает один из самых важных моментов – узнавание. Для одних у меня появились новые идеи, и они приглашают продолжить работу. Другие – сопротивляются по нескольку месяцев. Тогда я их откладываю, и они уже ждут своего часа».

Есть у банкира миниатюра «Росток». Казалось бы, куда незамысловатее и проще: черный фон и на нем четыре крестообразно расположенных ответвления.

Фото: архив "ПД"

«Вот не давалась она мне – и все! Объяснить – почему, пожалуй, не сумею. Понимаю только, что происходит некая вариативность выбора. Потому и берусь сразу за несколько работ и не тороплюсь. Все случится тогда, когда и должно случиться», – делится своим секретом Геннадий Исакеев.

И признается, что рисует он в первую очередь сердцем.

«А уж там красочки, пленочки, кристаллики, камушки и прочее сами как‑то под руку заползают. Я их только сопровождаю до того места, которое для них нашлось или назначено…» Конечно, жаль, что выставка в «Эрарте» завершилась. Но автора уже приглашают в другие галереи и музеи.

Фото: архив "ПД"

Новые миры и смыслы

Известно, что многие композиторы и писатели признавались, что в процессе создания произведений они перестают выстраивать сюжет и управлять героями и уже те начинают управлять ими. Нечто похожее происходит и с миниатюрами Исакеева.

«Первый шаг всегда иррационален. Эскиза нет, а значит, результат непредсказуем. В подобной работе есть нечто от медитации и шаманских ритуалов», – ставят диагноз одни искусствоведы.
«Думается, что люди подобного склада встречались в истории человечества в ипостаси мудрецов, шаманов и мыслителей», – комментируют выставку другие специалисты, даже не догадываясь о том, что встречи с шаманами в жизни Исакеева действительно были.

Путешествуя с друзьями по Байкалу, он познакомился с главным шаманом тех мест. А когда начал прощаться, голова закружилась, воздух вмиг стал вязким, и на каменистый склон, где они стояли, вдруг упало перо орла, который все это время кружил над ними. Теперь это перо, ставшее частью одной из работ и оберегом Исакеева, он хранит дома, вдали от посторонних глаз.

«Знаки и символы управляют миром, а не слова и законы», – цитирует Конфуция Геннадий Анатольевич. И на вопрос, который ему задавали уже бессчетное количество раз, задумчиво отвечает: «Зачем мне, профессиональному финансисту, это надо? За деньги я или за славу? Да оно само как‑то получается. Каждый из нас представляет собой «черный ящик», в который что‑то входит, накапливается и трансформируется. В каждую из работ я вкладываю немного философии, чуток символизма и толику души. Для меня важно само ощущение, что это часть моего пути», – ставит он точку в разговоре.

Закрыть