twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch.

Статья

Как партийный архив церковь спас

Уникальные церковные интерьеры, созданные в 18 веке архитектором Растрелли, извлекут из побелки и партархивов. В Петербурге началась реставрация церкви, входящей в состав Смольного собора.

Она носит название церковь Захария и Елизаветы и располагается в северо-западной части всего комплекса Смольного монастыря. Она была задумана архитектором Растрелли как одна из четырех церквей в каждой угловой башне. Планы относительно монастыря не были осуществлены, да и сама церковь за все время своего существования практически не использовалась по назначению. Что, в общем, ее и сохранило до наших дней.

От паркета до херувимов

Самое удивительное, говорят реставраторы, то, что в большой степени сохранности оказались росписи русских художников 1760‑х. Из-под советской краски и побелки "извлекли" лики святых. При дальнейших расчистках на стенах надеются обнаружить и их фигуры. Стены украшены лепниной и херувимами времен императрицы Елизаветы.

"Они великолепны, это чудесная ручная работа. Двух одинаковых нет. Их выполняла одна компания лепщиков, по одному образцу, но в каждый вносили свои изменения", – рассказал главный архитектор проектной организации ЗАО "СПб проект" Сергей Самусенко.

Редкий случай – сохранившийся паркет 18 века, выполненный по рисунку Растрелли. "Насчитали четыре породы дерева, и хорошо читается рисунок, мы будем восстанавливать его, как он есть", – рассказал Сергей Самусенко.

Паркет Растрелли создавал специально для этого зала. Сейчас по нему ходить не рекомендуется – пол в аварийном состоянии. Его будут усиливать, восстанавливать систему обогрева и вентиляции. Со сквозняками и холодом в помещении боролись и в советское время. Чтобы сохранить партийный архив, в здании смонтировали перекрытия, "отрезав" высоту церкви.
Именно партархив, который располагался здесь вплоть до 1994 года, и стал "спасителем" уникальных интерьеров. Секретность места уберегла от ремонтов и перестроек.

Церковь без прихожан

Согласно историческим исследованиям, церковь святых Захария и Елизаветы не была востребована и во времена правления русских императриц, с именами которых и связано строительство и развитие Смольного собора.

Здание Смольного задумывалось как монастырь, но, как всем известно, превратилось в институт благородных девиц. Попытки смягчить такое противоречие предпринимались - в институт "призвали" монахинь. Они должны были владеть грамотой и навыками рукоделия, чтобы обучать девиц. Со всей России набралось 14 монахинь. Но в Смольном они не "прижились", держались обособленно. Для них была даже построена отдельная церковь на территории института. А все основные службы проводились в соседней церкви св. Екатерины – богаче украшенной и больше по площади. Так что сооружение Растрелли осталось не у дел. Церковь оживала примерно раз в год, когда праздновались святые Захарий и Елизавета.

Ремонт на три года

Сейчас право на оперативное управление здания закреплено за СПбГУ. "Нам предстоит договориться с университетом о дальнейшем использовании. Мы хотели бы показывать этот уникальный случай высокой степени подлинности декора второй половины 18 века", - рассказал Сергей Макаров, председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Стоимость проектных работ по восстановлению церкви святых Захария и Елизаветы - 6,1 млн руб. Проектная организация – ЗАО "СПб Проект".

Проектные работы в этом году должны быть завершены, тогда же и станет известна стоимость реставрации. Предполагается включить финансирование реставрации в бюджет города и в 2018 г. приступить к самим восстановительным работам. По предварительным расчетам КГИОП, работы могут продлиться 2-3 года.

"Уникальность церкви Захария и Елизаветы – в том, что она сохранилось в нетронутом виде, так, как задумал и реализовал Бартоломео Франческо Растрелли. Уже были проведены первоначальные работы. После расчистки была обнаружена живопись на стенах, которая была закрашена в советский период, сохранился наборный паркет, растреллиевский, полностью сохранился декор церкви. Самое ценное – все осталось в подлинном виде", - сказал Сергей Макаров, председатель КГИОП.

На очереди – реставрация церкви св. Екатерины в северо-восточной части Смольного монастыря. Впрочем, за ее проектирование возьмутся не раньше 2019 г.

Видео: "ПД"

  • Текст
  • Анна Муравьева