Яндекс.Метрика
  • Анна Муравьева

Как партийный архив церковь спас

Уникальные церковные интерьеры, созданные в 18 веке архитектором Растрелли, извлекут из побелки и партархивов. В Петербурге началась реставрация церкви, входящей в состав Смольного собора.

Уникальные церковные интерьеры, созданные в 18 веке архитектором Растрелли, извлекут из побелки и партархивов. В Петербурге началась реставрация церкви, входящей в состав Смольного собора.

Она носит название церковь Захария и Елизаветы и располагается в северо-западной части всего комплекса Смольного монастыря. Она была задумана архитектором Растрелли как одна из четырех церквей в каждой угловой башне. Планы относительно монастыря не были осуществлены, да и сама церковь за все время своего существования практически не использовалась по назначению. Что, в общем, ее и сохранило до наших дней.

От паркета до херувимов

Самое удивительное, говорят реставраторы, то, что в большой степени сохранности оказались росписи русских художников 1760‑х. Из-под советской краски и побелки "извлекли" лики святых. При дальнейших расчистках на стенах надеются обнаружить и их фигуры. Стены украшены лепниной и херувимами времен императрицы Елизаветы.

"Они великолепны, это чудесная ручная работа. Двух одинаковых нет. Их выполняла одна компания лепщиков, по одному образцу, но в каждый вносили свои изменения", – рассказал главный архитектор проектной организации ЗАО "СПб проект" Сергей Самусенко.

Редкий случай – сохранившийся паркет 18 века, выполненный по рисунку Растрелли. "Насчитали четыре породы дерева, и хорошо читается рисунок, мы будем восстанавливать его, как он есть", – рассказал Сергей Самусенко.

Паркет Растрелли создавал специально для этого зала. Сейчас по нему ходить не рекомендуется – пол в аварийном состоянии. Его будут усиливать, восстанавливать систему обогрева и вентиляции. Со сквозняками и холодом в помещении боролись и в советское время. Чтобы сохранить партийный архив, в здании смонтировали перекрытия, "отрезав" высоту церкви.
Именно партархив, который располагался здесь вплоть до 1994 года, и стал "спасителем" уникальных интерьеров. Секретность места уберегла от ремонтов и перестроек.

Церковь без прихожан

Согласно историческим исследованиям, церковь святых Захария и Елизаветы не была востребована и во времена правления русских императриц, с именами которых и связано строительство и развитие Смольного собора.

Здание Смольного задумывалось как монастырь, но, как всем известно, превратилось в институт благородных девиц. Попытки смягчить такое противоречие предпринимались - в институт "призвали" монахинь. Они должны были владеть грамотой и навыками рукоделия, чтобы обучать девиц. Со всей России набралось 14 монахинь. Но в Смольном они не "прижились", держались обособленно. Для них была даже построена отдельная церковь на территории института. А все основные службы проводились в соседней церкви св. Екатерины – богаче украшенной и больше по площади. Так что сооружение Растрелли осталось не у дел. Церковь оживала примерно раз в год, когда праздновались святые Захарий и Елизавета.

Ремонт на три года

Сейчас право на оперативное управление здания закреплено за СПбГУ. "Нам предстоит договориться с университетом о дальнейшем использовании. Мы хотели бы показывать этот уникальный случай высокой степени подлинности декора второй половины 18 века", - рассказал Сергей Макаров, председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Стоимость проектных работ по восстановлению церкви святых Захария и Елизаветы - 6,1 млн руб. Проектная организация – ЗАО "СПб Проект".

Проектные работы в этом году должны быть завершены, тогда же и станет известна стоимость реставрации. Предполагается включить финансирование реставрации в бюджет города и в 2018 г. приступить к самим восстановительным работам. По предварительным расчетам КГИОП, работы могут продлиться 2-3 года.

"Уникальность церкви Захария и Елизаветы – в том, что она сохранилось в нетронутом виде, так, как задумал и реализовал Бартоломео Франческо Растрелли. Уже были проведены первоначальные работы. После расчистки была обнаружена живопись на стенах, которая была закрашена в советский период, сохранился наборный паркет, растреллиевский, полностью сохранился декор церкви. Самое ценное – все осталось в подлинном виде", - сказал Сергей Макаров, председатель КГИОП.

На очереди – реставрация церкви св. Екатерины в северо-восточной части Смольного монастыря. Впрочем, за ее проектирование возьмутся не раньше 2019 г.

Видео: "ПД"

Закрыть