Театр-фестиваль "Балтийский дом" открыл свой 81-й сезон. Жителей и гостей Петербурга вновь ждёт встреча с любимыми артистами и лучшими спектаклями театра. О том, какие премьеры готовятся в новом сезоне и какие режиссеры появятся в программе фестиваля "Балтийский дом", рассказал генеральный директор театра, заслуженный деятель искусств России Сергей Шуб.

"Петербургский дневник": Сергей Григорьевич, какие премьеры ждать в новом сезоне?

Сергей Шуб: Первая премьера в этом сезоне состоится уже 28 июля - спектакль "Милый друг" по одноимённому роману известного французского писателя Ги де Мопассана. Постановку осуществляет молодой режиссёр и актриса нашего театра Наталья Индейкина. Это не первая ее режиссерская работа. На сцене нашего театра с успехом идут спектакли "Мадам Бовари", "Алиса в Стране чудес", именно Наталья Индейкина была режиссером оригинальной версии знаменитого американского мюзикла "Вестсайдская история".

Мы обратились к "Милому другу" Мопассана, потому что его главный герой и описанная в романе ситуация имеет прямое отношение к нашему времени. История обаятельного авантюриста, карьериста и сердцееда Жоржа Дюруа оказалась невероятно живой и актуальной сегодня. Используя свой успех у женщин, он делает блестящую карьеру в журналистике. Не гнушаясь никакими приёмами, он поднимется по ступеням карьерной лестницы в депутатском парламенте Франции. Достаточно узнаваемая фигура современного карьериста. Вместе  с тем здесь возникают некоторые размышления о политических и социальных коллизиях. Надеемся, что интерес к спектаклю возникнет не только у старшего поколения, но и у молодёжи, которая увидит ситуации, образы и характеры близкие и понятные для них.

"Петербургский дневник": Какие актёрские работы будут интересны в этом спектакле?

Сергей Шуб: Мы всегда стремимся, чтобы в труппе, наряду с нашими ветеранами, актёрами среднего и молодого поколения, появлялись новые имена. Недавно мы пригласили актёра Егора Лесникова, который, мне кажется, имеет все шансы стать звездой петербургской сцены. Роль Жоржа Дюруа в спектакле "Милый друг" станет его дебютом на сцене "Балтийского дома". Для актёра очень важна внешность, харизма, я думаю, что у Егора всё это есть.

Фото предоставлено Балтийским домом

Следующий спектакль "Тарас", премьера которого состоится 9 сентября, будет поставлен по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Для работы над этим материалом театр пригласил молодого, но уже достаточно известного режиссера Сергея Потапова. Ученик Марка Захарова, он проявил себя как мастер современного психологического театра. Он живет и работает в Якутске, в его эстетике есть много черт метафорического, образного театра. Это соединение кажется очень интересным. "Тарас Бульба" Гоголя - исторический материал, но сегодня он тоже абсолютно актуален, поскольку тема войны существует внутри каждого общества, каждого человека. Некий ген, который цивилизация должна обуздать, ген убийства - это то, что составляло тревогу, заботу театра, когда мы обратились к этому произведению.

Мы давно с увлечением работаем над булгаковской прозой: на нашей сцене идут "Мастер и Маргарита" и "Зойкина квартира". В следующем году планируется постановка знаменитого "Театрального романа". Вечная тема, которая волновала Булгакова и его героев - люди театра, зрители, театр и власть. Думаю, что сегодня это будет тоже не менее увлекательным зрелищем. Режиссером и автором инсценировки станет Леонид Алимов, ведущий актер нашего театра.

"Петербургский дневник": В октябре пройдёт Международный театральный фестиваль "Балтийский дом". Кто в этом году в афише фестиваля?

Сергей Шуб: На 27-м Международному театральном фестивале "Балтийский дом" мы покажем мировые премьеры ведущих европейских режиссёров. Многие из них являются постоянными участниками фестиваля, и именно благодаря "Балтийскому дому" они стали известны и любимы в России.

В программе фестиваля спектакли: "Иванов" по А.П. Чехову в постановке легендарного Эймунтаса Някрошюса; "Имитация жизни" режиссёра Корнеля Мундруцо, имеющего очень мощную европейскую славу; в один день будет показана трилогия по произведениям Эмиля Золя "Любовь", "Деньги", "Голод" в постановке Люка Персеваля - лидера современной режиссуры. Кирилл Серебренников привезёт в Петербург спектакль "Ближний город" по пьесе современного драматурга Марюса Ивашкявичуса, который поставил в Национальном театре Риги.

Также по традиции фестиваль "Балтийский дом" представит публике новые театральные коллективы. На этот раз это будут театры из Польши, Дании, Беларуси, Грузии и Казахстана.

"Петербургский дневник": Какие еще фестивальные сюрпризы ждут петербургских любителей театра в новом сезоне?

Сергей Шуб: Мы давно и успешно сотрудничаем с Китайским театром, многократно бывали там на гастролях и поедем снова. В этом году в рамках Международного культурного форума совместно с Институтом Конфуция мы представим большой Фестиваль традиционной китайской оперы. Приглашены четыре творческих коллектива из разных провинций Китая, которые представят основные направления этого древнего искусства. Такой фестиваль проходит впервые в России, и, как нам кажется, он может стать ярким событием в культурной жизни Петербурга.

В 2018 году пройдёт двадцатый юбилейный Международный театральный фестиваль стран СНГ и Балтии "Встречи в России". Уже сейчас мы думаем над его программой, ищем новые интересные спектакли, поставленные в русскоязычных театрах на постсоветском пространстве. Так что к апрелю сможем представить Петербургу мощную и интересную программу.

"Петербургский дневник": Появятся ли новые спектакли в рамках проекта "Петербургская документальная сцена"?

Сергей Шуб: Один из первых спектаклей проекта "Петербургская документальная сцена" - "Антитела" - был поставлен Михаилом Патласовым в 2011 году. Спектакль и сегодня идет с большим зрительским успехом.  В этом году режиссер предложил нам новый документальный проект "Независимые" о людях с различными формами зависимости и о том, как они с ними борются. В отличие от других спектаклей "Петербургской документальной сцены", идущих в камерных пространствах, эта постановка будет осуществлена на Большой сцене. Формат спектакля такой, что зрители будут находиться на сцене вместе с артистами и невольно станут участниками спектакля.

"Петербургский дневник": Стабильным ли остаётся у театра финансирование и достаточна ли поддержка Министерства культуры и города, чтобы воплотить намеченную программу?

Сергей Шуб: Денег, как и здоровья, много не бывает. Конечно, мы ощущаем некую стеснённость в средствах, но эту стеснённость ощущают все сферы современной жизни. Должен сказать, что театрам сегодня грех жаловаться. Государство, город - в нашем случае, на уровне бюджетного минимума оплачивает содержание здания, капитальный ремонт, текущий ремонт, содержание труппы, частично финансируют новые постановки. Практически вторую зарплату мы доплачиваем из наших доходов. И все-таки нельзя не отметить, что за последние два-три года при руководстве Комитетом по культуре Константина Эдуардовича Сухенко, во многом благодаря его стараниям, театры Петербурга получают гранты и субсидии дополнительные к тому, что нам даётся по государственному заданию.

"Петербургский дневник": Как вам удаётся так успешно совмещать административные функции и творческие?

Сергей Шуб: Сколько театров - столько и моделей управления. Театр - это живой организм, который уникален, как каждый человек. Я работаю в этом театре 36 лет - почти всю жизнь, более 20 лет - директором. Мне трудно представить схему, в которой есть некий худрук, а я  выполняю исключительно административные функции. Моё первое образование - филологическое, второе - театроведческое. В дипломе написано - театровед, и поэтому чисто профессионально меня тянет к тому, чтобы формировать творческую программу театра. Я никогда не мечтал поменять место работы, потому что здесь сложилась система, которая наиболее полно позволяет реализовать мои возможности: творческие и административные.

"Петербургский дневник": Репертуар театра поражает разнообразием постановок. Зрителю предоставлен на выбор Толстой, Чехов, Булгаков, Островский, Шекспир и другие классики. Ставятся и современные пьесы. По какому принципу формируется репертуар театра?

Сергей Шуб: В нашем театре нет главного режиссёра. Конечно, это создаёт определённую проблему, так как управляться с таким большим творческим коллективом непросто. С другой стороны, это даёт возможность актёрам попробовать себя в спектаклях разных театральных школ. Очень часто сам режиссёр предлагает ту или иную пьесу. Мы отбираем материал, стараемся гармонизировать его в общей репертуарной политике театра. Современной драматургии в основном мы даём дорогу на Малой сцене. Малая сцена - хорошая площадка для творческого эксперимента. Всё строится для того, чтобы труппа получала навыки работы с самой разной драматургией и разными театральными стилями. У нас тысячный зал, каждый вечер мы должны его заполнять, поэтому наши спектакли должны быть интересны разному зрителю.

Я думаю, дело не в том, какая пьеса, а в качестве спектакля. Театральная молва очень быстро распространяется по городу, публику не проведёшь: хорошее от плохого она легко отличит. Плохой постановкой можно испортить любую великую пьесу, а можно из посредственной пьесы сделать замечательный спектакль.

2017-07-17T10:11:00+03:00
Гендиректор "Балтийского дома" Сергей Шуб: публику не проведешь

Театр-фестиваль "Балтийский дом" открыл свой 81-й сезон. Жителей и гостей Петербурга вновь ждёт встреча с любимыми артистами и лучшими спектаклями театра. О том, какие премьеры готовятся в новом сезоне и какие режиссеры появятся в программе фестиваля "Балтийский дом", рассказал генеральный директор театра, заслуженный деятель искусств России Сергей Шуб.

Читать далее

"Петербургский дневник": Сергей Григорьевич, какие премьеры ждать в новом сезоне?

Сергей Шуб: Первая премьера в этом сезоне состоится уже 28 июля - спектакль "Милый друг" по одноимённому роману известного французского писателя Ги де Мопассана. Постановку осуществляет молодой режиссёр и актриса нашего театра Наталья Индейкина. Это не первая ее режиссерская работа. На сцене нашего театра с успехом идут спектакли "Мадам Бовари", "Алиса в Стране чудес", именно Наталья Индейкина была режиссером оригинальной версии знаменитого американского мюзикла "Вестсайдская история".

Мы обратились к "Милому другу" Мопассана, потому что его главный герой и описанная в романе ситуация имеет прямое отношение к нашему времени. История обаятельного авантюриста, карьериста и сердцееда Жоржа Дюруа оказалась невероятно живой и актуальной сегодня. Используя свой успех у женщин, он делает блестящую карьеру в журналистике. Не гнушаясь никакими приёмами, он поднимется по ступеням карьерной лестницы в депутатском парламенте Франции. Достаточно узнаваемая фигура современного карьериста. Вместе  с тем здесь возникают некоторые размышления о политических и социальных коллизиях. Надеемся, что интерес к спектаклю возникнет не только у старшего поколения, но и у молодёжи, которая увидит ситуации, образы и характеры близкие и понятные для них.

"Петербургский дневник": Какие актёрские работы будут интересны в этом спектакле?

Сергей Шуб: Мы всегда стремимся, чтобы в труппе, наряду с нашими ветеранами, актёрами среднего и молодого поколения, появлялись новые имена. Недавно мы пригласили актёра Егора Лесникова, который, мне кажется, имеет все шансы стать звездой петербургской сцены. Роль Жоржа Дюруа в спектакле "Милый друг" станет его дебютом на сцене "Балтийского дома". Для актёра очень важна внешность, харизма, я думаю, что у Егора всё это есть.

Фото предоставлено Балтийским домом

Следующий спектакль "Тарас", премьера которого состоится 9 сентября, будет поставлен по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Для работы над этим материалом театр пригласил молодого, но уже достаточно известного режиссера Сергея Потапова. Ученик Марка Захарова, он проявил себя как мастер современного психологического театра. Он живет и работает в Якутске, в его эстетике есть много черт метафорического, образного театра. Это соединение кажется очень интересным. "Тарас Бульба" Гоголя - исторический материал, но сегодня он тоже абсолютно актуален, поскольку тема войны существует внутри каждого общества, каждого человека. Некий ген, который цивилизация должна обуздать, ген убийства - это то, что составляло тревогу, заботу театра, когда мы обратились к этому произведению.

Мы давно с увлечением работаем над булгаковской прозой: на нашей сцене идут "Мастер и Маргарита" и "Зойкина квартира". В следующем году планируется постановка знаменитого "Театрального романа". Вечная тема, которая волновала Булгакова и его героев - люди театра, зрители, театр и власть. Думаю, что сегодня это будет тоже не менее увлекательным зрелищем. Режиссером и автором инсценировки станет Леонид Алимов, ведущий актер нашего театра.

"Петербургский дневник": В октябре пройдёт Международный театральный фестиваль "Балтийский дом". Кто в этом году в афише фестиваля?

Сергей Шуб: На 27-м Международному театральном фестивале "Балтийский дом" мы покажем мировые премьеры ведущих европейских режиссёров. Многие из них являются постоянными участниками фестиваля, и именно благодаря "Балтийскому дому" они стали известны и любимы в России.

В программе фестиваля спектакли: "Иванов" по А.П. Чехову в постановке легендарного Эймунтаса Някрошюса; "Имитация жизни" режиссёра Корнеля Мундруцо, имеющего очень мощную европейскую славу; в один день будет показана трилогия по произведениям Эмиля Золя "Любовь", "Деньги", "Голод" в постановке Люка Персеваля - лидера современной режиссуры. Кирилл Серебренников привезёт в Петербург спектакль "Ближний город" по пьесе современного драматурга Марюса Ивашкявичуса, который поставил в Национальном театре Риги.

Также по традиции фестиваль "Балтийский дом" представит публике новые театральные коллективы. На этот раз это будут театры из Польши, Дании, Беларуси, Грузии и Казахстана.

"Петербургский дневник": Какие еще фестивальные сюрпризы ждут петербургских любителей театра в новом сезоне?

Сергей Шуб: Мы давно и успешно сотрудничаем с Китайским театром, многократно бывали там на гастролях и поедем снова. В этом году в рамках Международного культурного форума совместно с Институтом Конфуция мы представим большой Фестиваль традиционной китайской оперы. Приглашены четыре творческих коллектива из разных провинций Китая, которые представят основные направления этого древнего искусства. Такой фестиваль проходит впервые в России, и, как нам кажется, он может стать ярким событием в культурной жизни Петербурга.

В 2018 году пройдёт двадцатый юбилейный Международный театральный фестиваль стран СНГ и Балтии "Встречи в России". Уже сейчас мы думаем над его программой, ищем новые интересные спектакли, поставленные в русскоязычных театрах на постсоветском пространстве. Так что к апрелю сможем представить Петербургу мощную и интересную программу.

"Петербургский дневник": Появятся ли новые спектакли в рамках проекта "Петербургская документальная сцена"?

Сергей Шуб: Один из первых спектаклей проекта "Петербургская документальная сцена" - "Антитела" - был поставлен Михаилом Патласовым в 2011 году. Спектакль и сегодня идет с большим зрительским успехом.  В этом году режиссер предложил нам новый документальный проект "Независимые" о людях с различными формами зависимости и о том, как они с ними борются. В отличие от других спектаклей "Петербургской документальной сцены", идущих в камерных пространствах, эта постановка будет осуществлена на Большой сцене. Формат спектакля такой, что зрители будут находиться на сцене вместе с артистами и невольно станут участниками спектакля.

"Петербургский дневник": Стабильным ли остаётся у театра финансирование и достаточна ли поддержка Министерства культуры и города, чтобы воплотить намеченную программу?

Сергей Шуб: Денег, как и здоровья, много не бывает. Конечно, мы ощущаем некую стеснённость в средствах, но эту стеснённость ощущают все сферы современной жизни. Должен сказать, что театрам сегодня грех жаловаться. Государство, город - в нашем случае, на уровне бюджетного минимума оплачивает содержание здания, капитальный ремонт, текущий ремонт, содержание труппы, частично финансируют новые постановки. Практически вторую зарплату мы доплачиваем из наших доходов. И все-таки нельзя не отметить, что за последние два-три года при руководстве Комитетом по культуре Константина Эдуардовича Сухенко, во многом благодаря его стараниям, театры Петербурга получают гранты и субсидии дополнительные к тому, что нам даётся по государственному заданию.

"Петербургский дневник": Как вам удаётся так успешно совмещать административные функции и творческие?

Сергей Шуб: Сколько театров - столько и моделей управления. Театр - это живой организм, который уникален, как каждый человек. Я работаю в этом театре 36 лет - почти всю жизнь, более 20 лет - директором. Мне трудно представить схему, в которой есть некий худрук, а я  выполняю исключительно административные функции. Моё первое образование - филологическое, второе - театроведческое. В дипломе написано - театровед, и поэтому чисто профессионально меня тянет к тому, чтобы формировать творческую программу театра. Я никогда не мечтал поменять место работы, потому что здесь сложилась система, которая наиболее полно позволяет реализовать мои возможности: творческие и административные.

"Петербургский дневник": Репертуар театра поражает разнообразием постановок. Зрителю предоставлен на выбор Толстой, Чехов, Булгаков, Островский, Шекспир и другие классики. Ставятся и современные пьесы. По какому принципу формируется репертуар театра?

Сергей Шуб: В нашем театре нет главного режиссёра. Конечно, это создаёт определённую проблему, так как управляться с таким большим творческим коллективом непросто. С другой стороны, это даёт возможность актёрам попробовать себя в спектаклях разных театральных школ. Очень часто сам режиссёр предлагает ту или иную пьесу. Мы отбираем материал, стараемся гармонизировать его в общей репертуарной политике театра. Современной драматургии в основном мы даём дорогу на Малой сцене. Малая сцена - хорошая площадка для творческого эксперимента. Всё строится для того, чтобы труппа получала навыки работы с самой разной драматургией и разными театральными стилями. У нас тысячный зал, каждый вечер мы должны его заполнять, поэтому наши спектакли должны быть интересны разному зрителю.

Я думаю, дело не в том, какая пьеса, а в качестве спектакля. Театральная молва очень быстро распространяется по городу, публику не проведёшь: хорошее от плохого она легко отличит. Плохой постановкой можно испортить любую великую пьесу, а можно из посредственной пьесы сделать замечательный спектакль.

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 

Новости в сети

Новости

Новости в сети

Новости в сети

Социальные сети