Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Десантник Вячеслав Громов: делали из ребят универсальных солдат

Что представляли собой особые учебные центры ВДВ, созданные для подготовки бойцов, которых отправляли в Афганистан? Почему ГРУ и КГБ охотились за их выпускниками? Как помогают традиции воинского братства в мирной жизни? Вячеслав Громов, готовивший элитные подразделения для боев в ДРА, приоткрыл завесу тайны и рассказал, чем занимаются ветераны афганской войны сегодня.

Что представляли собой особые учебные центры ВДВ, созданные для подготовки бойцов, которых отправляли в Афганистан? Почему ГРУ и КГБ охотились за их выпускниками? Как помогают традиции воинского братства в мирной жизни? Президент фонда помощи ветеранам спорта, силовых структур и членам их семей «Возрождение» Вячеслав Громов, готовивший элитные подразделения для боев в ДРА, приоткрыл завесу тайны и рассказал, чем занимаются ветераны афганской войны сегодня.

"Петербургский дневник": Расскажите, как вы стали инструктором в спецшколе ВДВ?

Вячеслав Громов: Я был студентом Ленинградского технологического института, когда началась война в ДРА (Демократической Республике Афганистан). Понял, что не могу оставаться в стороне, и, взяв академический отпуск, отправился в военкомат, где попросился в разведроту ВДВ. Так сложилось, что как раз в это время создавались особые учебные центры ВДВ для специальной подготовки младших командиров и специалистов перед отправкой в Афганистан. Так как я был профессиональным спортсменом – занимался борьбой, с успехом выступал на всесоюзных соревнованиях, – меня отобрали для подготовки в одном из этих учебных заведений. Со временем, дослужившись до старшины, сам стал инструктором.

Фото: из личного архива В. Громова

"Петербургский дневник": Чем было обусловлено создание подобных центров?

Вячеслав Громов: В 1980 г. при проведении Кунарской операции советские войска понесли серьезные потери. Стало очевидно, что в специфических условиях афганской войны обычных приемов недостаточно. Фактически боевые действия велись на всей территории страны, при этом единой линии фронта как таковой не существовало. Советские войска были вынуждены вести контрпартизанские бои с иррегулярными формированиями противника в условиях горно-пустынной местности.

Общевойсковые подразделения, не имеющие опыта подобных боев и обученные действовать при взаимодействии крупных подразделений, серьезно проигрывали в мобильности. В то же время «духи» прекрасно ориентировались на местности. Заметив приближение шурави (советских солдат), бандиты заводили армейские подразделения в засады и открывали ураганный огонь. Пока подразделение разворачивалось, чтобы дать организованный отпор, «духи» ныряли в потайные туннели и безнаказанно скрывались от преследователей. В сложившейся ситуации советское командование приняло решение создать специализированные учебные центры подготовки бойцов конкретно для боев на территории Афганистана. После обучения наши воспитанники представляли собой  самостоятельную боевую единицу, способную эффективно действовать в одиночку или в составе штурмовых и диверсионных групп.

"Петербургский дневник": Как проходила специальная подготовка?

Вячеслав Громов: Всего было создано два учебных центра на базе 56‑й гвардейской десантно-штурмовой бригады, развернутой в городке Чирчик, и в 387‑м отдельном парашютно-десантном полку в Фергане.

Для обучения отбирались в основном мастера спорта: без серьезной физической подготовки ловить было нечего. Нередко даже натренированные спортсмены не справлялись с программой и выбывали. Тренировки шли непрерывно днем и ночью. Сумасшедшее переутомление, люди буквально засыпали стоя. Практически все время бойцы жили в палатках, а подразделения полностью освобождались от караульной службы и хозяйственных работ. С бойцами занимались снайперской, инженерной, медицинской подготовкой, вождением различных типов боевой техники, минно-взрывным делом и т. д. Ребят готовили для диверсионной деятельности на земле, воде, под водой и в воздухе.

Фото: из личного архива В. Громова

Если обычные десантники тренируются совершать прыжки с высоты около километра, то бойцов центра готовили к затяжным прыжкам с 4 км и выброске с вертолетов в движении или режиме зависания. Это еще одна характерная особенность гористого Афганистана: зачастую вертолету было просто некуда сесть, и тогда единственным выходом оставалась выброска десанта на ходу. Прыгнуть с двигающегося вертолета не так просто, как кажется. В полной боевой экипировке весом под 40 кг нужно мягко и аккуратно приземлиться на острые скалы.

Приобретаемый в спецшколе опыт был бесценен. Такая подготовка давала свои результаты: не только высокий коэффициент успешных операций, но и минимальные потери. «Двухсотых» практически не было, хотя наши воспитанники постоянно участвовали в боях. Собственно по этой причине за ними и охотились КГБ и ГРУ: эти ведомства буквально бились за наших выпускников, желая заполучить их себе. Так, моего друга Александра Прегмана забрало Главное разведывательное управление. Он служил в 154-м отряде ГРУ, так называемом Мусульманском батальоне, который сыграл огромную роль в ключевой операции по захвату дворца Амина.

Бесконечные марш-броски в полной экипировке, штурм зданий и укрепрайонов не только оттачивали боевые навыки, но и закаляли характер, делая из молодых ребят универсальных солдат, способных выполнить любую задачу. Например, Сергей Шутов, один из наших выпускников, в группе с двумя бойцами спас от уничтожения роту необстрелянных мотострелков, попавших в засаду. Он снял с БМД (боевая машина десанта) тяжелый спаренный пулемет ПКТ, с перекинутой через плечо патронной лентой зашел в тыл к душманам и, отвлекая огонь на себя, дал мотострелкам необходимое время, чтобы выйти из окружения. Отмечу, что без электропривода БМД нужно обладать нешуточной силой, чтобы просто нажать на спуск такого пулемета, чего и говорить о непрерывной стрельбе.

Один боец, прошедший курс обучения до конца, стоил десятка бойцов противника. Так, группы по 12‑16 человек выслеживали и вырезали лагеря по подготовке моджахедов, созданные ЦРУ на границе с Пакистаном.

Добавлю, что, хотя мы готовили бойцов для боевых действий в Афганистане, создавались и отдельные подразделения, которые размещались в Чехии и ГДР. Долгое время их задачи были засекречены. Ребят даже переодели в общевойсковую форму и строго-настрого запретили носить знаки ВДВ и десантные тельняшки. Перед этими подразделениями стояла лишь одна задача: в случае глобальной войны они должны были штурмом овладеть ядерными объектами НАТО в Европе.

"Петербургский дневник": Афганская война оставила глубокие шрамы в душах тысяч солдат. Как война повлияла на ваших выпускников, учитывая нагрузку и ответственность, которые им пришлось нести?

Вячеслав Громов: Изначально для обучения отбирались люди с хорошей физической подготовкой и высокой стрессоустойчивостью. Традиции боевого братства и полученные навыки помогают не только на поле боя, но и в мирной жизни. Успешно выполнять поставленные задачи и уверенно идти по жизни мне всегда помогал спорт. Как говорится, в здоровом теле – здоровый дух. Спорт не развлечение, а тяжелый труд, благодаря которому формируется сильная личность, куется характер человека, способного защитить свою семью и Родину.

Фото: из личного архива В. Громова

Одна из ключевых задач фонда «Возрождение», созданного ветеранами ВДВ, – передать воинские традиции, опыт и навыки молодежи.

В частности, мы организуем для ребят турниры по самбо, где с юных лет они получают возможность личного и физического роста. Ведь рукопашный бой можно рассматривать как психологическую подготовку, помогающую принимать верные решения в критический момент, просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед. Ветераны обязаны передавать свой опыт детям. К примеру, с нами работает Виктор Козак, заслуженный тренер по самбо, воспитавший четырех чемпионов по MMA и более 50 спорт­сменов мирового уровня. В прошлом – майор ГРУ, занимавшийся подготовкой спецподразделений разведчиков для войны в Афганистане, сегодня он делится своими навыками с петербургскими школьниками.

Ветераны боевых действий, с честью выполнившие свой долг и заслужившие право на спокойный отдых, конечно, могут залечь дома на диван и сетовать – мол, молодежь растет безбашенная. Вместо этого лучше приложить усилия и поделиться с молодыми своими знаниями и навыками, хотя бы в собственном дворе организовать занятия для ребят – пусть они спортом занимаются, а не пьют и курят по парадным. Начинать строить гражданское общество необходимо со своей семьи, воспитывая из своих детей настоящих людей, но не стоит этим ограничиваться. Прививая понятие воинского долга и спортивную дисциплину, мы создаем задел для будущего здорового общества, состоящего из крепких и целеустремленных людей, которым небезразлична судьба их страны.

Закрыть