В Русском музее надкусили черный квадрат
В Русском музее открылись выставки двух необычных и непростых для понимания современных художников-новаторов. По словам организаторов выставок, это еще одна попытка века заговорить на языке будущего.
В Строгановском дворце работает выставка художника второй половины XX в. Михаила Шварцмана, который считал себя проводником божественного начала и был своего рода иконописцем.
А в Мраморном дворце Сергей Дождь, художник и теоретик искусства, представил свои произведения и рассказал о направлении "сайарсизм" – науке о внутреннем художественном пространстве.
Родом из оттепели
Юбилейная выставка посвящена 90‑летию Михаила Шварцмана – основателя религиозно-философской концепции "иератизм", который называл свои произведения "иературами" – формами присутствия божества.
Фото: rusmuseum.ru
"Михаил Шварцман – фигура сложная и неоднозначная, характерная для второй половины XX в., эпохи оттепели, когда творили многие глубокие и думающие художники. Он был одним из самых крупных мастеров этого периода. Каждая его картина – это словарь закодированных идей, в них присутствует сакральность в символическом понимании, он медитировал над холстом", – рассказала хранитель фондов живописи XX в. Альфия Низамутдинова.
Художник, вдохновленный византийским и древнерусским искусством, фресками и иконами, греческой архаикой, создал станковый стиль "другого искусства", непохожий ни на один другой из существовавших в то время. Сам он говорил, что в его произведениях заложена функция проектов новой архитектуры. Особенно отчетливо эта специфика проявляется в графических работах. Можно сказать, что картины Шварцмана представляют собой некую не требующую вербального сопровождения молитву, воплощенную в многослойной красочной структуре, форме и образах.
Читайте подписи
Вторая выставка, которая открылась в Мраморном дворце, экспериментальная для Русского музея. Сергей Дождь – основатель новой концепции абстрактного искусства под названием "Пси Арт", которая вызвала большой интерес в России и разных странах Европы.
Художник изучает сложные потоки перехода сознания в подсознание, создавая таким образом новый визуальный язык, который отвечает диалектике художественной мысли, унаследованной от Малевича и движения супрематизма. Маслом на холсте он стремится запечатлеть движения подсознания, исследует возможность управления нашими эмоциями и подсознательными потоками.
Фото: А. Яланская
На выставке представлено около 70 работ автора, выполненных в технике живописи и графики. Именно в них практически реализованы основные положения теории сайарсизма. При этом автор посоветовал читать подписи к картинам, в которых описано, что означает та или иная художественная форма. Геометрические фигуры в его работах обладают собственной символикой: квадрат – это мышление, круг – чувства и эмоции, треугольник – интуиция.
После окончания выставки в коллекции музея останутся произведения Сергея Дождя "Темный абстрактный крест" и "Надкушенный черный квадрат".