Яндекс.Метрика
  • Ольга Лошкарева, журналист Upstudy.ru

Готовим ребенка к встрече со школой

Конец августа – самое волнующее время для родителей первоклассников. Для них подготовка к первому звонку почти завершена. А вот у родителей пятилетних детей еще достаточно времени, чтобы пройти этот путь спокойно. О том, как и когда начинать готовиться к школе, рассказывает психолог Виктория Корпачёва.

Конец августа – самое волнующее время для родителей первоклассников. Для них подготовка к первому звонку почти завершена. А вот у родителей пятилетних детей еще достаточно времени, чтобы пройти этот путь спокойно. О том, как и когда начинать готовиться к школе, рассказывает психолог Виктория Корпачёва.

Через полмесяца в первые классы в Петербурге пойдут 57 тыс. детей. Это на 5 тыс. больше, чем годом ранее, и на 16 тыс. больше, чем 5 лет назад. Число первоклассников растет, а проблемы, с которыми сталкиваются родители, остаются неизменными.

И первый вопрос, который задают себе родители: когда же начинать готовить ребенка к школе, чтобы это не было слишком рано или поздно.

Когда начинать?

Процесс подготовки к школе можно разделить на два направления: подготовку психологическую и интеллектуальную, рассказывает Виктория Корпачёва.

Интеллектуальная готовность к школе – это те навыки и знания, которыми обладает будущий первоклассник. Здесь на помощь родителям приходят курсы подготовки к школе (они работают либо в частных образовательных центрах, либо непосредственно при школах). Занятия на таких курсах обычно проводятся в обстановке, похожей на школьную, и ребенок постепенно привыкает к учебной деятельности.

Психологическая готовность – это наличие у до­школьника качеств и черт характера, которые помогут ему адаптироваться к школе. «Например: адекватный уровень самооценки, развитый самоконтроль и саморегуляция, наличие внутренней мотивации к получению знаний, коммуникабельность», – говорит психолог. Если ­какие‑то из этих качеств не развиты, то в школе у ребенка могут возникнуть проблемы.

И интеллектуальную, и психологическую подготовку желательно начинать за год-два до школы, то есть с 5 лет.

Главные ошибки

Чтобы подготовить ребенка к школе психологически, развивайте в нем самостоятельность, замечайте его хорошие поступки, приучайте к соблюдению режима дня.

Важно, чтобы ребенок посещал секцию или занятия по интересам. В дальнейшем это поможет его самореализации в школе.

«Также обязательно перед школой ребенок должен ­научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения, уметь дружить и сопереживать. Эти качества очень помогут ему в процессе школьной адаптации», – говорит Виктория Корпачёва.

Самая распространенная ошибка, которую допус­кают родители будущих первоклассников, – это запугивание школой. Сами того не осознавая, родители преподносят ребенку школу как некое наказание.

Фразы типа «вот пойдешь в школу, там‑то тебе покажут!», «будешь получать двойки – накажу», «не будешь учиться – станешь дворником» несут очень тяжелые последствия для психики ребенка.

«Запугивание школой, двойками и злыми учителями может привести к тому, что ребенок начнет в школе плохо себя вести, хулиганить, драться, тем самым подсознательно защищаясь от «вредного воздействия» школы», – объясняет психолог.

Другая частая ошибка связана с желанием родителей дать ребенку максимум знаний задолго до школы. С 3‑4 лет детей заставляют учиться писать, читать и считать, забывая, что главное в этом возрасте – отнюдь не учеба, а игры. В итоге ребенок, придя в первый класс, вдруг обнаруживает, что он уже все знает. Интерес к учебе пропадает, едва появившись.

В идеале, придя в первый класс, школьник должен знать дни недели, названия месяцев, времена года, а также свой адрес, имена и фамилии родителей. Хорошо, если он умеет считать до десяти, знает буквы, но не таблицу умножения и правила спряжения глаголов.

Простые правила

Рассказать будущему первокласснику о школе на самом деле несложно. Акцентируйте внимание ребенка на том, что в школе он будет самостоятельным, сможет сам принимать решения, добиваться успеха и заводить новые знакомства. Ребенка нужно настроить не только на рабочий процесс, но и на важность коммуникации.

Важно, чтобы рассказы о школе были позитивными, но с уклоном на учебную мотивацию. Ребенок обязательно должен знать, что, если он самостоятельно не подготовился к урокам, за этим последует результат – отрицательная оценка, которая говорит о том, что школьник чего‑то не знает, не выучил. При этом ребенку важно понимать, что оценка касается только его знаний, а не личности.

Поделитесь с будущим первоклассником своими приятными воспоминаниями о школе, покажите ему собственные школьные фотографии. Нелишним будет заранее, например весной, вместе с ребенком сходить в будущую школу, чтобы он посмотрел, где будет учиться, возможно, познакомился с первой учительницей.

Подготовка к 1 сентября тоже должна быть совместной.

Очень важный процесс для ребенка – выбор школьной атрибутики. Постарайтесь дать ему возможность проявить самостоятельность в выборе рюкзака, тетрадей, ручек. Начинать делать покупки лучше заранее, а не за 2 недели до 1 сентяб­ря, чтобы избежать лишней суеты во время школьных базаров.

Школа – важный этап в жизни и ребенка, и его родителей. Большинство первоклассников, как правило, хотят идти в школу. И зачастую помехой могут стать именно родительские страхи или ожидания. ­Поэтому главное – быть любящими родителями. И тогда 1 сентября станет праздником для всей семьи.

Поддерживать ребенка нужно не только первые недели в школе. В начальных классах он адаптируется к процессу обучения, здесь делают акцент на дисциплине и умении учиться. В старшей школе – упор на знания, быстроту реакции, логическое мышление. Успех обучения зависит от усвоенного в начальной школе.

Закрыть