Яндекс.Метрика
  • Татьяна Протасенко

Спроси петербуржца

Судя по итогам опросов о благоустройстве, люди замечают и приветствуют сдвиги в этой сфере. Но требуют, чтобы при наведении порядка учитывали их мнение.

социолог:

Судя по итогам опросов о благоустройстве, люди замечают и приветствуют сдвиги в этой сфере. Но требуют, чтобы при наведении порядка учитывали их мнение.

Горожане не хотят быть прос­то немыми свидетелями переустройства окружающей среды, а претендуют на то, чтобы она менялась не только в соответствии с неведомо кем составленными планами, а с учетом конкретных пожеланий самих жителей двора и микрорайона. Что лучше поставить в обозначенном на схеме месте – скамейки для пенсионеров или детскую площадку, где провести дорожки и разбить клумбы: кому как не обитателям двора это известно.

В свое время Академгородок слыл прообразом города будущего, где «все во имя человека, все для блага человека». И именно там, согласно легенде, дорожки прокладывались не по плану, а с учетом стихийно складывавшихся перемещений людей. На Западе и сегодня продвинутые градостроители, организуя современную среду, сначала примечают те траектории, по которым протаптывают дорожки жители двора, а уже потом мостят или засыпают песком эти оптимальные переходы, за которые уже «проголосовали ногами».

И дело тут не только в общепризнанном удобстве. Люди просто хотят почувствовать себя сотворцами окружающего их мира, пусть даже это маленький мирок в границах двора. Эта тема обрела, кстати, мировое научное звучание: специалисты всерьез обсуждают, насколько важно «верхам» учитывать мнение «низов», чтобы избежать социальных конфликтов.

Вновь вернусь к недавнему Петербургскому международному экономическому форуму, где одной из важнейших тем была именно тема учета мнений. Дискуссию вел Герман Греф, представлявший книгу «Умные граждане – умное государство» про то, что надо учить людей культуре подачи предложений. Греф оперирует термином «краудсорсинг» (то есть сбор мнений) и, управляя Сбербанком, часто и успешно использует этот ресурс – мнения сотрудников и клиентов по улучшению обслуживания и структуры банка.

При этом надо понимать, что посредниками при передаче мнений обычных граждан «наверх» должны стать эксперты. Правильно организованная цепочка дает ощутимые результаты.

Вспомним хотя бы Трампа, который выиграл выборы, используя методику учета мнений простых людей, живущих в небольших городах и желающих перемен.

Закрыть