Церковь Екатерининского дворца отреставрируют к концу года
Реставрация церкви Воскресения Христова в ГМЗ «Царское Село» должна завершиться в декабре 2018 г. Работы над архитектурным шедевром XVIII в. начались в 2015 г. Это третья реставрация храма за его историю.
Церковь Воскресения Христова – единственная в Екатерининском дворце, чей исторический интерьер требовал незамедлительной реставрации спустя 7 десятилетий после окончания Великой Отечественной войны. Последняя реставрация здесь была больше 150 лет назад – в 1863 г.
Только консервация
В Великую Отечественную войну Екатерининский дворец был сильно разрушен. Восстановительные работы здесь начались только в 1950‑е гг.
Символично, что церковь уцелела, несмотря на приказ одного из фашистских офицеров взорвать ее.
Сохранившаяся отделка храма – прекрасный образец творчества архитектора Франческо-Бартоломео Растрелли.
Фото: ГМЗ "Царское село"
Во время Великой Отечественной войны церковь пострадала от разрушений и разграблений – были похищены почти все иконы, утрачен плафон.
Несмотря на проведенную в середине 1950‑х гг. консервацию, уникальный интерьер мог быть безвозвратно утрачен. Общая степень его сохранности составляла примерно 60%. Зато сохранились две иконы ХVIII в. на дьяконских дверях иконостаса: «Архангел Гавриил» и «Архангел Михаил» работы Мины Колокольникова.
Детальный подход
В 2015 г. у музея появилась возможность приступить к комплексной реставрации интерьера церкви Воскресения Христова за счет благотворительного пожертвования.
В течение 2015‑2016 гг. выполнили часть реставрационных и консервационных работ, а также исследовали структуру и состав красочных слоев на стенах церкви.
С марта 2017 г. реставрационные работы в церкви ведет Царскосельская янтарная мастерская. Специалисты реставрируют деревянные стеновые панели с восполнением утрат в исторических материалах, выполняют консервацию льняного холста и лежащих на нем исторических красочных слоев плафона алтарной части, восполняя фрагменты холста в местах его полной утраты.
Также реставрируется сохранившийся архитектурный декор интерьера. Выравниваются нарушения геометрии деталей отделки – искривления, скручивания. С обратной стороны сохранившихся деталей из папье-маше удаляется поздняя гипсовая заливка, производятся расчистка, антисептирование.
Утраченные элементы декора воссоздают, вырезая их из дерева, без позолоты, по сохранившимся историческим образцам.
Также ведется реставрация Царских врат с воссозданием утраченных деталей декора в резьбе. Срок окончания работ – декабрь 2018 г.
Главное – подлинность
«При возрождении церкви, как и в случае с Агатовыми комнатами, музей отказался от практики воссоздания утраченных фрагментов и использует методику консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат (в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест). Главная задача мастеров заключается в том, чтобы максимально сохранить подлинность отделки интерьеров», – подчеркнули в ГМЗ «Царское Село».
Венценосные особы
Дворцовая церковь Воскресения Христова была заложена 8 августа 1745 г., освящена 30 июля 1756 г. архиепископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским Сильвестром в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.
Этот храм связан с важнейшими событиями в жизни венценосных особ: здесь проходило венчание членов императорской семьи, придворных (Екатерина II любила проводить здесь обряды венчания своих фрейлин, великая княжна Мария Павловна венчалась с принцем Швеции Вильгельмом). Здесь же крестили младенцев императорского дома, родившихся в Царском Селе, среди которых были будущие императоры Николай I и Николай II.
По воскресным и праздничным дням на литургии рядом с Александром I здесь можно было увидеть лицеистов. Среди прихожан храма был историк Карамзин с семейством.
Церковь была оформлена по проекту архитектора Андрея Квасова под руководством Саввы Чевакинского с последующей корректировкой проекта по чертежам Франческо-Бартоломео Растрелли.
За годы своего существования церковь дважды реставрировалась: после пожара 1820 г. архитектором Василием Стасовым и в 1863 г. после второго пожара – архитектором Александром Видовым.
Центр алтаря, главного элемента интерьера церкви, выделен шестью золочеными колоннами, обвитыми цветочными гирляндами, и шестью пилястрами. Треугольный фронтон с двумя фигурами ангелов на скатах и большим сиянием в центре завершает центральные врата. Потолок алтаря закрывает живописный плафон «Слава Святого Духа», на котором в облаках изображены головки ангелов работы академика Андрея Беллоли.