Яндекс.Метрика
  • Ольга Лошкарева

Стоит ли растить отличника

Родители мечтают видеть детей успешными и образованными. Но что в реальности получает школьник, который учится только на отлично, и должны ли оценки быть главным мерилом успеха?

Родители мечтают видеть детей успешными и  образованными. Но что в реальности получает школьник, который учится только на  отлично, и  должны  ли оценки быть главным мерилом успеха?

Быть отличником – значит отличаться от большинства, быть другим. И этот статус общество не приветствует. 

"В нашей культуре укоренилось недоверчивое отношение к чужому успеху. Согласно существующему стереотипу добрый, приветливый человек не может быть успешным, ведь ум равносилен хитрости. Восхищения достойны удача и подарки судьбы в  виде таланта или "по щучьему велению", – говорит семейный психолог Галия Камольдинова. Если к этому добавить недоверие к системе образования, то станет понятно, почему быть отличником в школе далеко не модно.

Откуда берутся пятерочники 

И все-таки хорошие оценки – всегда результат труда. Главную мотивацию для учебы ребенку дает среда, в которой он растет, отмечает Галия Камольдинова. Школьник перенимает у  взрослых правила поведения и способы действия. Таким образом, взрослые, сознательно или  нет, задают эталоны поведения.

Мария Кошелева, референт директора научно-исследовательского института, считает, что учеба на отлично в школе у нее сложилась сама собой, сложности были лишь с физикой и математикой. В какой-то момент ей захотелось окончить школу с медалью, как когда-то сделала ее мама – золотая медалистка. Я никогда ничего больше толком и  не  умела, кроме как учиться. Со сверстниками не тусовалась, кружки посещать активно начала только в 8-м классе. Опять же наложило отпечаток то, что красоткой я никогда не считалась. Поэтому твердо решила: буду умной – это круче. Это более твердая валюта, так сказать", – вспоминает она.

Бонусы для умных 

Жизнь отличника имеет существенные плюсы, убеждена Мария Кошелева. В ее случае хорошая учеба помогла наладить коммуникацию с одноклассниками: в  какой-то  момент соседи по партам поняли, что эта девочка на  самом деле чего-то стоит. Успехи во время учебы в  школе помогли девушке поступить в престижный вуз: получить бюджетное место удалось благодаря диплому призера всероссийской олимпиады по русскому языку. Продолжая путь отличника уже в стенах вуза, она получала повышенную стипендию, успевала досрочно сдавать сессию и таким образом продлевать себе каникулы. "Большой плюс стремления быть отличником в  том, что  ты привыкаешь работать, ты умеешь работать, тебе не страшно прилагать усилия", – полагает она. 

Умение учиться предполагает способность организовывать время, планировать нагрузку и упорно трудиться, дисциплинированность и развитую волю, соглашается Галия Камольдинова. Эти качества универсальны и приложимы к любому виду деятельности. 

Ложка дегтя 

Главный враг отличника – похвала, которая преследует его всюду и становится нормой жизни. Если отличника не  хвалят, ему кажется  – "что-то идет не так", говорит психолог. "Имея высокую чувствительность к похвале, отличнику страшно поступить "неправильно", ошибиться. Да и статус отличника обязывает: приходится постоянно оправдывать чужие надежды. Как следствие страх рисковать, пробовать новое, страх столкнуться с критикой. В итоге отличник имеет скудный опыт промахов и ошибок, слабый навык восстанавливаться после неудач", – рассуждает Галия Камольдинова. 

С  "синдромом отличника" в  свое время столкнулась и  Мария Кошелева. "Ты можешь думать, что раз получаешь пятерки, то чего-то по жизни стоишь, а это, увы, далеко не всегда так", – признает она. Кроме того, на личном опыте Мария убедилась, что  отличник и после школы стремится делать все на пять баллов, даже если этого вовсе не требуется. Такое трудолюбие порой плохо сказывается на физическом и моральном здоровье. На  практике, добавляет Галия Камольдинова, отличникам не гарантирована хорошая карьера, так как на рынке труда ценятся не знания, а умение общаться и  адаптироваться к  условиям среды. К тому же дети, которые в школе тщательно готовятся по всем предметам, могут просто не иметь времени на осознанный выбор специализации. 

Любить и поощрять 

Если ребенок хочет и может учиться хорошо, это достойно только уважения, убеждена Мария Кошелева. "Добиваться хороших оценок – правильно, и вводить поощрения для отличников – тоже правильно. Главное – не начать болезненно воспринимать любую четверку, привыкнув к высшим оценкам. Пятерки в школе или университете не означают пятерки в жизни, к сожалению", – резюмирует она. 

Правильное, взвешенное отношение к  оценкам у ребенка формируют окружающие взрослые, прежде всего родители, напоминает Галия Камольдинова. Если вам непременно хочется вырастить из ребенка отличника и  студента Гарварда, подумайте прежде всего о его сегодняшних интересах и потребностях. 

Для  ребенка жизненно важно, чтобы его любили. Если любовь безусловна, он будет спокойно действовать, опираясь на свои интересы и желания, объясняет психолог. Может быть, он не будет получать пятерки по всем предметам, но сможет выбрать те, которые ему действительно интересны, и в дальнейшем преуспеть в какой-либо области. Если же любовь родителей будет напрямую зависеть от оценок, то и для ребенка пятерки станут мерилом успеха. 

Быть отличником  – и хорошо, и плохо одновременно. Стремиться к  знаниям – похвально и достойно уважения. Важно, чтобы оценки не стали для ребенка главной целью. Помочь найти верный ориентир в  учебе должны любящие родители. 


Закрыть