«ВИМ-Авиа» оставила туристов на земле
Из-за того что авиакомпания
«ВИМ-Авиа» приостановила полеты, за границей остались тысячи туристов, которые
не могут вернуться домой. Еще больше тех,
кто планировал вылететь на отдых. Как защитить свои права и не потерять деньги?
В Ростуризме во вторник состоялось заседание оперативного штаба по возвращению из-за рубежа российских туристов – клиентов авиакомпании «ВИМ-Авиа», прекратившей выполнение чартерных программ из-за тяжелого финансового положения.
Тысячи людей
На заседании были уточнены
данные о количестве и местонахождении туристов, которые должны были вылететь
рейсами авиакомпании.
Согласно данным, предоставленным туроператорами, на 26 сентября за пределами РФ находились 38 тыс.
915 таких туристов, в Симферополе – еще 1550 туристов в рамках внутренних
чартерных программ. Кроме
того, рейсами «ВИМ-Авиа»
должны были вернуться
в КНР с территории России
3,1 тыс. китайских граждан
До момента остановки
операционной деятельнос ти
«ВИМ-Авиа» ее услугами
пользовались девять туроператоров. Все они заранее полностью оплатили перевозку
туристов к местам отдыха
и обратно.
«В настоящее время туроператоры решают вопрос возвращения своих туристов за свой счет с использованием свободных мест на бортах других авиакомпаний. В случае невозможности отправки в ранее намеченные даты туристы расселяются в отели и обеспечиваются питанием также за счет туроператоров», – сообщили в Ростуризме.
Туристы, еще не успевшие
отправиться на отдых, уведомляются о невозможности
вылета рейсами «ВИМ-Авиа».
Граждан из других регионов, которые должны были
вылететь к местам отдыха
из Москвы и на момент остановки чартерной программы
«ВИМ-Авиа» уже прибыли
в столичные аэропорты, размещают в отелях.
Начали вывозить
Как сообщает Ассоциация туроператоров России, регулярные рейсы «ВИМ-Авиа» выполнят другие российские авиакомпании, а понесенные ими затраты будут компенсированы из средств бюджета. Что касается туристов, то для вывоза пассажиров чартерных рейсов из-за рубежа привлекут внебюджетные источники финансирования и новый менеджмент.
В «ВИМ-Авиа» может быть введено внешнее управление – туда войдут представители авиакомпа- ний «Аэрофлот» и «Россия», а также аэропорта Внуково.
По данным Росавиации, финансовая ситуация «ВИМ-Авиа» сегодня крайне сложная. Сейчас чартерных пассажиров уже вывозят с турецких курортов бортами других российских авиакомпаний. Так, авиакомпания «Роял Флайт» вчера выполнила рейсы из Антальи в Москву и обратно, которыми пере- везла 545 пассажиров. Авиакомпания «АзурЭйр» отправила из Антальи в Москву 235 пассажиров и обратным рейсом – 160 пассажиров. К сотрудничеству с тур- операторами подключаются и другие российские авиакомпании.
С путевкой легче
Как рассказал «Петербургскому дневнику» ведущий юрист Северо-Западного клуба защиты прав туриста Михаил Житнухин, есть две категории пассажиров «ВИМ-Авиа»: те, которые летят в рамках турпакета, и те, которые просто приобрели билеты напрямую в авиакомпании или через билетных агентов.
В первом случае ситуация простая. Ответственность за действия перевозчика несет туроператор. И судебная практика однозначно указывает на это.
«Тем, у кого турпродукт, следует обращаться к туроператору. Он или перебронирует билеты и тур на другие направления и другие даты, либо, если компромисс не будет найден, турист имеет право требовать возврата денежных средств за приобретенный турпродукт и получить моральную компенсацию, поскольку услуга не была оказана», – пояснил эксперт.
По словам Михаила Житнухина, как правило, туроператоры возвращают только стоимость турпродукта, и не исключен вариант, что компенсации за моральный ущерб придется добиваться в судебном порядке.
Медлить не стоит
Теперь рассмотрим второй вариант, когда билет у авиакомпании гражданин покупал самостоятельно. В этом случае по закону денежные средства в объеме, уплаченном за авиаперевозку, тоже подлежат возврату с компенсацией морального вреда и всех потерь, которые понес несостоявшийся пассажир. К таким потерям, например, можно отнести стоимость билетов в рамках составной перевозки – если вы планировали после перелета самолетом «ВИМ-Авиа» пересесть на другой рейс. Сюда же входит оплата гостиниц и проживания.
Иными словами, это все убытки, которые вы понесли из-за отмены рейса. Однако здесь не все так просо.
«Учитывая, что авиакомпания сейчас находится в трудном финансовом положении, и исходя из нашего опыта можно предположить, что добровольно платить вам ничего не будут. Не будут, скорее всего, и реагировать на ваши претензии. Нужно как можно скорее обращаться в суд и не доверять заявлениям представителей компании, которые будут тянуть время», – советует Михаил Житнухин.
Почему так важно быстро
воспользоваться помощью
Фемиды?
Если промедлить, средства на счетах авиакомпании
будут потрачены на другие
цели (например, на выплату
зарплаты сотрудникам)
и исполнить решение суда
о возврате средств будет
крайне трудно.