twitter Created with Sketch. vk Created with Sketch. facebook Created with Sketch. Light Created with Sketch. exclusive Created with Sketch. right-arrow copy Created with Sketch. Shape Created with Sketch. full Created with Sketch. 733614 copy Created with Sketch. 118731 Created with Sketch.

Статья

Зачем детям роботы и как воспитать инженера

В последние годы в СПб активно развиваются секции робототехники для детей. Почему это происходит и какую пользу принесет ребенку умение делать роботов из Lego, рассказывает руководитель детской лаборатории «МИР интер­активного развития», сотрудник университета ИТМО Виктор Медведев.

Слово «робот» придумал в 1920 г. чешский писатель Карел Чапек.

В его пьесе «Р. У. Р.» хозяин завода налаживает выпуск множества андроидов, которые сначала работают без отдыха, но потом восстают и губят своих создателей. Двадцать лет спустя писатель-фантаст Айзек Азимов впервые использовал слово «роботика» (или «робототехника»). Сейчас, в XXI в., когда сбылись самые смелые идеи фантастов прошлого, мир без роботов сложно представить. Можно сказать, что будущее уже наступило.

Комплекс знаний и навыков

Технологический прогресс сейчас двигается, как никогда ранее, говорит Виктор Медведев. Как следствие – нехватка ИТ-специалистов и инженеров. Если к этому прибавить то, что после распада СССР резко уменьшилось число технических кружков в школах и немногие педагоги умеют пользоваться конструкторами для робототехники, станет понятно, почему именно сейчас активно открываются клубы по робототехнике за пределами школ.

Робототехника – это объединение технических наук, таких как математика, физика, информатика, а также нескольких видов деятельности: конструирования, моделирования, проектирования, перечисляет преподаватель. На одном занятии охватить все невозможно, поэтому занятия совершенно разные.

Сначала дети будут готовить чертежи, моделировать, делать расчеты, разрабатывать техническое задание, программировать, на другом занятии – работать с инструментом, заниматься сборкой и пайкой, на третьем – выступать с презентацией, снимать видеоролик, участвовать в соревновании, ставить эксперимент.

На таких занятиях не просто учатся делать роботов, а развивают логику, систематическое и пространственное мышление, навыки работы с компьютером. Робототехника требует внимательности, усидчивости, учит исправлять ошибки и в целом быть настойчивым в достижении цели.

Как разглядеть изобретателя?

В обычной жизни робототехника начинается еще до кружков и секций, говорит Виктор Медведев. «Приобретая любой механический конструктор, будь то деревянные кубики или Lego, вы уже незаметно для себя готовите ребенка к робототехнике», – поясняет он.

Осознанная сборка конструкций, умение играть и разговаривать – необходимые навыки для начала изучения робототехники. Поэтому дети могут заниматься робототехникой с 4 лет в группах вместе с родителями. С 5 лет дети уже самостоятельно занимаются в группе с преподавателем.

Понять, стоит ли вести ребенка на секцию робототехники, несложно, считает преподаватель.

«Если ребенок любит все разбирать, заниматься конструктором, часто задает вопросы «Почему – то? Почему – это?», робототехника будет ему интересна. Для более старших детей, увлекающихся робототехникой, характерна любовь к математике, физике, информатике, черчению, технике, компьютерным играм», – перечисляет Виктор Медведев.

Чаще всего на такие занятия приводят мальчиков, но преподаватели убеждены: пол ребенка здесь не главное. «Девочки занимаются не хуже мальчиков. Могу даже отметить, что девочки чаще доводят дело до конца, они аккуратнее, внимательнее, и, я полагаю, поэтому программирование им дается легче», – говорит специалист.

Взгляд в будущее

Самые распространенные конструкторы по робототехнике – это Lego, «Роботрек», «Амперка», «ТРИК», Scratchduino. Проекты на начальных этапах обучения, а также в младших группах – это безопасные модели, которые сложно назвать полезными в быту, признает Виктор Медведев.

Продвинутые робототехники уже могут собирать мелкую бытовую электронику, а также мобильных роботов. На конкурсах робототехников можно увидеть настольный фонарь, часы, простой мобильник, шуруповерт, миксеры, сигнализацию, метеостанцию, робота для полива цветов и даже 3D-принтер со станком для резки. Дети также умеют делать роботов-уборщиков и пылесосы. Часто проекты робототехников затрагивают глобальные проблемы, например, связанные с экологией, транспортом.

Но даже если ваш десятилетний сын еще не создал робота, который поливает грядки на даче, это не повод разочаровываться в выбранном пути. На занятиях робототехникой ребенок получает навыки, которые пригодятся ему, когда придет время выбирать профессию.

Таким детям будет легче даваться обучение на инженера-конструктора, технолога по направлениям машиностроения, приборостроения, оператора ЧПУ-станка, специалиста по автоматизации, роботизации заводов, проектного менеджера, программиста встраиваемых систем, уточняет Виктор Медведев. И, конечно же, сегодняшние дети-робототехники могут стать учеными, изобретателями, предпринимателями.

Робототехника для детей – это увлекательная игра, которая готовит их к решению более серьезных задач. Умение логически мыслить, программировать, конструировать – навыки, которые будут цениться на рынке труда еще много лет.

24 часа

в сутки может работать медицинский робот. Еще в 1985 г. робот был использован для позиционирования хирургической иглы при выполнении биопсии головного мозга, проводившейся под управлением компьютера. В 1992 г. разработанный в Имперском колледже Лондона робот впервые выполнил операцию на предстательной железе, положив начало практической роботизированной хирургии.

XIX век – время изобретения прадеда робота. Русский инженер Пафнутий Чебышев придумал механизм «стопоход», обладавший высокой проходимостью.

  • Текст
  • Ольга Лошкарева
  • журналист Upstudy.ru