Яндекс.Метрика
  • Владимир Малышев

«Ленин в Октябре»: как создавали образ вождя революции

Восемьдесят лет исполняется в этом месяце снятому в 1937 г. легендарному фильму, который стал основой для мифов о революции. К 20-летнему юбилею «Великого Октября» был объявлен конкурс на создание кинокартины о Ленине.

Восемьдесят лет исполняется в этом месяце снятому в 1937 г. легендарному фильму, который стал основой для мифов о революции. К 20-летнему юбилею «Великого Октября» был объявлен конкурс на создание кинокартины о Ленине.

Конкурс курировал лично Сталин, а в комиссию вошли ведущие кинематографисты страны. 

До этого единственной лентой, где воссоздали образ Ленина на экране, был снятый в Петрограде знаменитый фильм «Октябрь» Сергея Эйзенштейна. Вождя сыграл не актер, а очень похожий на Ленина механик буксира Василий Никандров. Но этот фильм был немой, а в эпоху звукового кино необходимо было новое экранное воплощение вождя мирового пролетариата. 

Однако тема была рискованная: на дворе стоял 1937 г., когда за каждую «идеологическую ошибку» – вольную или невольную  – можно было поплатиться головой. Сценарий к фильму написал Алексей Каплер, и поначалу фильм назывался «Восстание». Режиссером назначили молодого Михаила Ромма, до того известного по фильмам «Пышка» и  «Тринадцать». «Пышка», как говорили, понравилась Сталину. 

Мифы и реальность

На роль Ленина пробовались многие, но утвердили Бориса Щукина. Его кандидатуру предложил Максим Горький, который был поклонником театральных работ Щукина. Эта роль стала знаковой в творческой в биографии актера. В  образ вождя он вживался с помощью кинохроники. Его Ленин картавил, активно жестикулировал, держал руки в карманах жилетки. В фильме вождь спал на  полу, укрывшись чужим плащом, уступив кровать беременной женщине. Это стало основой мифа ленинианы о «самом человечном человеке». 

Однако авторы фильма даже не знали, как выглядел Ленин в дни вооруженного переворота в  Петрограде. В фильме Ильич появляется на экране с бородкой. В действительности  же вождь, скрывавшийся от властей, был в  октябре без бороды и именно в таком виде выступал перед съездом Советов. 

В  фильме Ромма Ленин был создан в рамках принятого тогда в советском кинематографе образа ученого – гения, но без «практической жилки». Ленин был автором «идеи» восстания, однако захват власти осуществляли в фильме другие – Сталин, Свердлов, Дзержинский. А поскольку ни Свердлова, ни Дзержинского уже не было в живых к моменту создания картины, все лавры «организатора» доставались Сталину. 

В фильме, конечно, не было Троцкого, который с сентября 1917 г. возглавлял Петроградский Совет и руководил всей подготовкой к захвату власти большевиками. Кстати, в  1918  г. в  своей статье в «Правде» на это указал сам Сталин: «Умелой постановкой работы Военно-революционного комитета и привлечением Петроградского гарнизона на сторону революции мы обязаны прежде всего и главным образом товарищу Троцкому». 

В жизни Ленин был совсем другим. Юрист по образованию, он ни  одного дня в жизни до захвата власти в России не работал. Долго жил за границей, России и ее народа не знал. За годы его правления могучая страна, по темпам развития опережавшая США, была разорена, промышленность разрушена, огромные территории утрачены, люди голодали, судебная система была заменена на ЧК – систему внесудебных расстрелов. Однако нельзя отрицать, что именно Ленин создал невиданное в истории государство, где была уничтожена частная собственность, что он изменил ход мировой истории. И  при  этом был скромен в  быту, обладал невероятной трудоспособностью, железной волей, умел убеждать, а провозглашенные им идеи оказались заразительными для других стран. А многие социальные блага, которые получили трудящиеся на Западе, были продиктованы паническим страхом капиталистов перед «советским экспериментом». 

В рекордные сроки

Фильм «Ленин в Октябре» был снят в рекордно короткие сроки – съемки начались 17  августа 1937  г., а  монтаж закончился буквально к  самой премьере, то  есть менее чем за 3 месяца. Но снимали не  на  берегах Невы, а в Москве – революционный Петроград построили в павильонах «Мосфильма». Там же сняли и  штурм Зимнего дворца, который потребовал включить в картину Сталин уже после того, как она была снята. В ход пошел старый реквизит киностудии: люстры, двери, колонны, гипсовые копии скульптур из музея. 

Сцена штурма Зимнего стала потом канонической, ее показывали как кинохронику. Хотя штурма в том виде, как это показано в фильме, на  самом деле не  было  – матросы не лезли на решетку и не швыряли гранаты. Революционеры во главе с Антоновым-Овсеенко фактически без помех вошли в Зимний дворец не через главный, а через боковой вход и арестовали растерявшееся Временное правительство. В самом дворце, кстати, в то время был устроен военный госпиталь. Многие другие сцены в  этом фильме  – тоже плод фантазии сценариста и режиссера. Вот, к примеру, сцена в квартире рабочего Василия, где ночует Ильич. Жена Василия читает письмо из  деревни. Родственница интересуется: брать ли у помещиков скот. Ленин советует брать, а помещиков гнать. 

«Хотели гнать, – читает в  письме крестьянка,  – а потом мы их всех поубивали». «Ну что же, очень толковое письмо», – добродушно усмехается Ленин и засыпает. 

Посыл ясен: вождь одобряет убийства. А в 1937 г. это как нельзя кстати. Что и учли Каплер с Роммом, которые таким образом старались угодить Сталину, и не промахнулись. 

Успешная премьера

Шестого ноября 1937  г. состоялся закрытый показ для Сталина, который одобрил фильм. Седьмого ноября на торжественном заседании по случаю годовщины революции в  Большом театре в Москве с огромным успехом состоялась официальная премьера. 

Вскоре с не меньшим успехом прошел прокат 900 копиями по всей стране. Фильму была присуждена Сталинская премия первой степени. Хвалебные рецензии появились даже за границей. 

В печати фильм, разумеется, тоже хвалили, но некоторые коллеги режиссера отзывались о картине язвительно. Как писал сам Михаил Ромм, «злее всех и, как всегда, ярче всех по этому поводу высказался Довженко. Он сказал так: «Эта картина напоминает мне концерт, в котором спела отличная певица, а раскланиваться вышел ее муж, зубной врач». Певица – это Щукин, зубной врач – это, естественно, я». 

Три версии картины

В советские времена «Ленин в Октябре» стал одной из наиболее известных советских картин – ее регулярно транслировали по  телевидению в  красные дни календаря. На нем выросло не одно поколение зрителей и профессионалов кино. Однако после смерти Сталина в картину вносились исправления. 

Так, в 1956 г., после доклада Хрущева о культе личности, выходит перемонтированная версия фильма. Ромм изъял из него сцены, в которых Сталин был одним из главных действующих лиц. В 1963 г. при  восстановлении уже сокращенной версии в фильм снова были внесены исправления: путем различных технических ухищрений Сталин был удален из фильма полностью – его перекрывали то доснятыми перед экраном персонажами, то настольной лампой. Например, в одной из  сцен Ленин поручает Василию: «Бегите к Сталину и  Свердлову»,  – а  в  версии 1963 г. Ленин говорит: «Бегите к Бубнову и Свердлову». Именно сокращенная версия, вышедшая в 1964 г., показывалась вплоть до конца 1980-х гг. по телевидению. 

Когда он вернулся?

В титрах картины говорится, что Ленин вернулся в Петроград из Финляндии, где он скрывался, в октябре. Однако споры о том, в какой именно день вождь на самом деле вернулся в Петроград из финляндского подполья, продолжаются до сих пор. 

Эйно Рахья, телохранитель и  связной Ленина, а также Александр Шотман, связной ЦК, утверждали, что Ленин вернулся в Петроград еще в конце сентября, без разрешения ЦК. Сталин об этом узнал случайно и был страшно раздосадован. 

Но с 1924 г. известна и другая точка зрения: Ленин приехал 7 октября по старому стилю. Это утверждали хозяин конспиративной квартиры в Выборге Юхо Латукка и  машинист паровоза, на котором Ленин пересекал границу, Гуго Ялава. Последняя дата устраивала Сталина больше, тем более что и сам он «вспомнил», что встречался с Лениным сразу же после его возвращения в Петроград и было это 8 октября 1917 г. «Седьмого октября Ленин нелегально приехал из Финляндии в Петроград. Десятого октября 1917 г. состоялось историческое заседание ЦК партии, на котором было решено в  ближайшие дни начать вооруженное восстание», – говорилось в кратком курсе «История ВКП(б)». Эта первая официальная версия родилась еще в 1935 г. 

Но в 1973 г. вышел в свет четвертый том биографической хроники «Владимир Ильич Ленин». Его составители определили время возвращения Ленина в Петроград из Финляндии временем «между 3 и 10 октября 1917 г.». При этом сделано следующее примечание: «О дате приезда Ленина в источниках и литературе имеются противоречивые сведения». 

В Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в ноябре 1960 г. прошло специальное совещание по этому вопросу с участием историков Москвы, Ленинграда и старых большевиков. В ноябре 1962 г. дата приезда Ленина обсуждалась в Ленинграде на Всесоюзной научной конференции, посвященной 45-летию Октябрьского вооруженного восстания. Разные точки зрения существуют и в настоящее время. 

Ленин тщательно скрывал свои передвижения. По сведениям заместителя директора Института российской истории доктора исторических наук Владимира Лаврова, согласно рассекреченному донесению французской разведки, Ленин, который вернулся в Россию в апреле, в августе 1917 г. приезжал в Берлин и встречался с германским канцлером, затем посетил Женеву, где проходила встреча банкиров обеих воюющих сторон: Германии, Австро-Венгрии, Великобритании и Франции, но без России. Но если это так, то как же быть с канонической историей о том, что в это время вождь, прятавшийся от ищеек Временного правительства, жил в шалаше в Разливе? 

Другие историки сообщение об этой поездке Ленина в Берлин и Женеву в августе 1917 г. категорически опровергают. 

Но вспомним, что совсем недавно мы были уверены, что  Ленин жил в  Разливе один. А  потом оказалось, что он скрывался там вместе с Зиновьевым. Как знать, какие еще тайны скрываются за  каноническим образом вождя?

Закрыть