Как «Надежду» разбирали по частям
До открытия новых станций
Невско-Василеостровской линии осталось
примерно полгода.
«ПД» спустился глубоко
под землю и узнал,
что осталось от щита
«Надежда», построившего тоннель.
На глубине 65 метров очень тепло. Идти по тоннелю непросто, под ногами субстанция, очень похожая на глину, а вокруг – деревянные лестницы и мостики для рабочих.
Но петербургским
метростроителям здесь
хорошо, гораздо привычнее, чем на глубине 25 м.
Там они встречали только
воду и огромные камни.
Десять остановок в пути
По словам руководителя монтажного участка управления механизации филиала ОАО «Метрострой» Евгения Чуева, за время проходки тоннеля щит приходилось останавливать.
«Самый большой булыжник – продолговатый, длиной метр. По пути щит останавливали 10 раз, это были технологические остановки, что нормально для такой сложной геологии. Это было необходимо для того, чтобы не привести машину в аварийное состояние», – рассказал Евгений Чуев.
Ситуация значительно улучшилась, когда «Надежда» преодолела этот каменистый участок и ушла на глубину 40 м от поверхности земли.
«Тогда и скорости добились хорошей, ставили в сутки по 10 колес (проходили примерно по 20 м. – Ред.). «Надежа» стала более послушной, она стала чувствовать себя намного лучше, чем в плывунах. И мы ее чувствовали», – поделился Евгений Чуев.
Демонтаж и тоннель
Сейчас горнопроходческий комплекс находится в демонтажной камере. Его разбирают на части, чтобы перевести туда, где в декабре 2015 г. начиналась проходка тоннеля, на стройплощадку на Туристской ул. В перспективе «Надежда» должна уйти под землей в глубь Приморского района.
«Большая часть щита демонтирована. Уже снят режущий орган и главный редуктор, который его вращал», – пояснил Евгений Чуев. На момент подготовки этого материала специалистам оставалось поднять на поверхность основную деталь комплекса весом 130 т. Ее собирались вывозить по тоннелю, ведущему к «Новокрестовской».
«Это самый тяжелый момент демонтажа щита», – рассказал Евгений Чуев. После того как комплекс вывезут, демонтажная камера станет частью тоннеля, ведущего к действующей станции метро «Приморская». Здесь уложат путевой бетон и рельсы. Но не только.
В ближайшее время на месте демонтажной камеры появится своего рода развилка, где один двухпутный тоннель разделится на два однопутных, ведущих к «Приморской».
«Живая» проходка
У каждого сотрудника рабочий день под землей длится 7 часов и ни минутой дольше. Тем не менее проходка велась круглосуточно.
«Ее остановить нельзя, это живой организм, который постоянно двигается во времени и пространстве», – отметил сменный механик монтажного участка Андрей Муравьев. По его словам, под землей были очень сложные условия.
«Я работал в шахте 16 лет, мне казалось, что видел все, но здесь оказалась своя специфика», – добавил механик. И сейчас во время разборки щита дел крайне много.
«Работа совсем разная, от строительной до слесарной, когда приходится заниматься с металлом, детали подгонять, сваривать, резать, много грузоподъемных работ», – рассказал Андрей Муравьев. Готовность новых станций Невско-Василеостровской линии петербургского метро оценивается в 63 %.