Неопытных медиков возьмут под крыло
Большинство опрошенных врачей недовольны уровнем подготовки молодых специалистов, приступивших к работе сразу после окончания медицинских учебных заведений. Таковы данные мониторинга ОНФ.
В качестве основных препятствий при подготовке квалифицированных кадров медики отметили большой объем бумажной волокиты у ординаторов – 72%, отсутствие доступа к практике – 70%, нехватку времени у преподавателей – 62%, несбалансированность количества ординаторов – 31%. Улучшить качество подготовки специалистов, как считают сами врачи, помогут, например, вовлечение учащихся в практическую деятельность – 76%, ориентация самих специалистов на необходимые знания и умения – 56%, улучшение материально-технической базы вузов – 47% и повышение квалификации преподавателей – 35%.
Опрос также показал, что для многих медработников острой темой остается отмена интернатуры: 60% опрошенных считают, что заменить ее вполне может введение должности врача-стажера, 53% респондентов отмечают необходимость изменения программы обучения на 5-6-х курсах с фокусом на практические компетенции.
«Опрос продемонстрировал интерес и неравнодушие медицинского сообщества к проблемам профильного образования, – прокомментировал результаты эксперт ОНФ, секретарь комиссии по оценке соответствия мероприятий и материалов координационного совета по развитию непрерывного медицинского образования Минздрава России Залим Балкизов. – Неудовлетворенность качеством подготовки выпускников вполне ожидаема, решить эту проблему очень непросто. Но уже сделаны первые шаги».
По его словам, независимо оценивать умения медицинских специалистов можно в рамках «первичной специализированной аккредитации». Впервые медицинские специалисты получили возможность не просто указывать на проблемы, но и участвовать в оценке и допуске выпускников к работе по специальности.
«Уже в первые 2 года реализации первичной аккредитации мы видим серьезные изменения в учебных программах и подходах к освоению практических умений в медицинских вузах», – отметил эксперт. От врачей прозвучало много предложений о том, как сделать систему образования эффективной. Среди вариантов – обязать главврачей отпускать медработников на обучение, снизить нагрузку, увеличить число дистанционных обучающих циклов.